Глобализация и эволюция системы базовых понятий социолингвистики
Михаил Александрович Марусенко
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25
2018-03-21
11:00 -
11:30
Ключевые слова, аннотация
глобализация, мировая система языков, языковая политика, этнокультурная парадигма, национально-функциональная парадигма, система образования
Тезисы
Языковая политика
каждого государства является частью его национальной политики, целью которой
является создание и укрепление единой гражданской нации, защита национального
единства и территориальной целостности.
Глобализационные
изменения затрагивают не только экономику, политику, культуру и образование, но
и мировую систему языков как в целом, так и каждый входящий в нее отдельный
язык.
Исторически, российская
социолингвистика (в условиях отсутствия подготовки специалистов по языковой
политике именно социолингвисты чаще всего привлекаются к ее формулированию)
ориентируется на западноевропейские или северно-американские исследования,
заимствуя оттуда научные парадигмы и методы исследований. Сегодня, в условиях глобализации,
для развивающихся стран, к которым относится Россия, гораздо больший интерес
представляют политические и
социально-экономические процессы, протекающие в быстро развивающихся
экономически государствах Юго-Восточной Азии («азиатские тигры») и странах
БРИКС, все из которых являются мультиэтническими и многоязычными.
Произошедшие в этих
странах политические, социально-экономические, культурные, территориальные и
демографические изменения привели к изменению содержания базовых понятий
социолингвистики (язык, диалект, родной/материнский язык, смерть языка, защита
языка и др.), которое имеет не случайный, а системный характер, а также к появлению
новых понятий, таких, например, как потеря функциональности (англ. domain
loss).
Эти изменения оказывают
сильное влияние как на пересмотр
концепций национальных языковых политик, так и на национальные системы
образования, в частности, на отношение к обучению на родном языке детей,
относящихся к национальным меньшинствам, и к изучению иностранных языков.
Российская
социолингвистика, в целом, продолжает работать в рамках этнокультурной
парадигмы, которая больше не соответствует целям и задачам нациостроения и
должна быть заменена на современную национально-функциональную парадигму.