Принципы формирования женского образа в фильме Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными»
Мария Станиславовна Сорока
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
129
2017-04-19
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассмотрены принципы
формирования женского образа в фильме Веры Сторожевой «Путешествие с домашними
животными». Показан ряд режиссерских приемов, с помощью которых создается
необходимая атмосфера. Приведены основные мотивы, раскрывающие образ главной
героини.
Тезисы
В докладе рассмотрены принципы
формирования женского образа в фильме «Путешествие с домашними животными»
режиссера Веры Сторожевой.
При просмотре картины мы
погружаемся в медитативное повествование о поисках себя, счастья, любви.
Образ главной героини —
удивительно тонкой, чистой, сильной женщины — выстраивается с помощью ряда
режиссерских приемов: визуальных и музыкальных.
Наталье — тридцать пять, она живет
со старым, нелюбимым мужчиной, забравшим ее в шестнадцать лет из детдома «в
рабство». После его внезапной смерти героиня
начинает выходить из «сна», у нее появляется своя воля, которой никогда не было,
она начинает исследовать жизнь, искать свою дорогу.
Основное место действия в фильме —
сторожка обходчика путей возле железнодорожного полотна. Время: конец зимы —
начало весны. Переходный этап в закономерном природном цикле накладывается на
период душевного расцвета героини. Это движение сопровождается сменой цветовой
гаммы от серо-зеленой к прозрачно-голубой (по-мартовски лазурной).
Ведущая музыкальная партия отдана
шумам проходящих поездов, будто постоянно напоминающих о том, что мимо проносятся
тысячи судеб, историй, которые не касаются Натальи, о том, что она одинока в
этой ссылке. Но при этом есть и надежда, что жизнь на заброшенном полустанке —
это жизнь в ожидании своего поезда, того поезда, который увезет ее в страну
счастья.
После смерти «хозяина» Наталья приносит
в дом икону, покупает себе зеркало, телевизор, домашнее пространство постепенно
становится уютным. Происходит процесс осознания себя, она делает то, чего была лишена. Героиня примеряет
разные образы, разные жизни — это решается с помощью переодеваний.
Наталья, словно Венера, сошедшая
с «Весны» Боттичелли, красива и в деревенской одежде. На нее обращают внимание
и без макияжа и вызывающих нарядов. Однако в одном из эпизодов она возвращается
домой на дрезине в свадебном платье, таким образом, примеряя на себя роль невесты. В другой раз,
когда возле ее дома поезд делает внеплановую остановку, она появляется перед
людьми в кричаще красном костюме, тут же Наталья оказывается в центре внимания:
ей дают закурить, сажают в вагон. В данном случае красный цвет, поезд — проба другой
жизни, отличной от ее внутреннего содержания, но она понимает, что это не ее
путь, спрыгивает с поезда и возвращается домой.
В фильме показано не столько пробуждение женщины, сколько
пробуждение человека. Наталья — цельная и самодостаточная, другая, «особая», и эта
ее нетипичность и притягивает. Она
родилась для жизни, для любви. Годы «сна» сменяются поиском счастья: «Любить. А
как это?». Наталья находит ответ на этот вопрос.