Изучение смеха в повседневном общении: постановка проблемы
Анна Вадимовна Тарураева
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
114
2017-04-19
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящён
рассмотрению смеха с позиции конверсационного анализа как одного из наиболее
частотных паралингвистических явлений в устной речи. Исследуется смех в бытовой коммуникации на материале
корпуса русской повседневной речи — ОРД («Один речевой день»). Наибольшее
внимание уделено следующим вопросам: кто обычно смеётся первым? в каких
ситуациях возникает общий смех? как смех встраивается в речь отдельного
говорящего?
Тезисы
Смех – социальное
явление, чаще всего люди смеются, находясь во взаимодействии. В докладе
планируется рассмотреть смех с позиций конверсационного анализа.
Основоположниками конверсационного анализа и исследователями речевых
взаимодействий, такими как Х. Сакс, Э. Щеглов, Г. Джефферсон, доказано, что
между участниками взаимодействия существует очередность, позволяющая
упорядочить разговор. Ключевыми для этого направления исследований являются понятия
взаимодействие (разговор), структура взаимодействия, понятие очередь и система
очерёдности, принцип чередования
говорящих, принцип упорядоченного разговора («один говорящий за раз»), передача
очереди, захват очереди. На материале русского языка смех с точки зрения
конверсационного анализа исследовался только на примере интервью. Я планирую
исследовать функции смеха в бытовых диалогах. Действительно ли для описания
функционирования смеха в устной повседневной коммуникации ключевым является
понятие очерёдности (смены говорящих в разговоре)? Действительно ли смех может
служить для захвата очерёдности говорения или продления очереди (turn)? Кто
обычно смеется первым в диалоге (говорящий, начинающий разговор, или
слушающий)? Действительно ли в ходе развития полилога чаще всего смеётся не
текущий говорящий, а один из слушающих? В каких ситуациях коммуникации
возникает одновременный смех нескольких говорящих? Как смех встраивается в речь
отдельного говорящего? Что такое «смех-приглашение» (laugh invitation), что
такое «добровольный смех» (volunteered laugh)? Я попробую ответить на эти
вопросы в ходе практического исследования материалов корпуса повседневной
русской речи «Один речевой день» (ОРД). В расшифровках ОРД маркированы разные
неречевые аудиособытия, в том числе – смех (знак *С). Предварительный анализ
материалов корпуса показывает, что смех – одно из самых частотных
паралингвистических явлений. В дальнейшем исследование материалов корпуса
позволит выяснить, в каких коммуникативных ситуациях люди смеются чаще, и какие
социальные роли предрасполагают к смеху.