К романтической типологии женских образов
Анна Игоревна Кириллова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2017-04-18
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе
описывается система женских образов, характерных для русской литературы
романтической эпохи. Материалом исследования являются произведения
А. С. Пушкина, Е. А.
Баратынского, Н. А. Полевого, В. Ф. Одоевского,
В. И. Карлгофа, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и других
авторов. Основой типологии стали портретные и психологические характеристики
персонажей и их сюжетные функции. В работе выявлены как сложившиеся стереотипы,
так и варианты отклонения от них, описана трансформация системы литературных
женских типов.
Тезисы
Задачей доклада является описание
системы женских образов в русской литературе эпохи романтизма. Материалом для
изучения послужили произведения В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,
Н. В. Гоголя и Е. А. Баратынского, а также романтические
повести таких авторов как Н. А. Полевой, В. Ф. Одоевский,
В. И. Карлгоф, Н. Ф. Павлов и др. В целях создания более полной типологической модели
мы ориентировались и на некоторые произведения зарубежных романтических
писателей.
Первая классификация романтических женских образов была предпринята В. М. Жирмунским в книге «Байрон и Пушкин». Исследователь выделил в ней два часто встречающихся в произведениях Байрона, а затем Пушкина образа красавиц: «кроткая добродетельная христианка» и «страстная, необузданная, преступная гаремная красавица». Созданная на основе «восточных» поэм английского и «южных» поэм русского автора, типология Жирмунского применима не ко всем произведениям тех же авторов или других писателей-романтиков. Тем не менее сами выделенные Жирмунским типы героинь встречаются в литературе романтической эпохи чрезвычайно часто. М. Г. Давидович (в статье «Женский портрет у русских романтиков первой половины XIX в.») подкрепила классификацию Жирмунского подробным анализом портретного стиля женских образов на объемном материале русской прозы 1830-х гг., но сюжетная роль персонажей осталась вне ее поля зрения.
Наша типология учитывает портретные и психологические характеристики женских персонажей и их сюжетные функции. Мы рассмотрели степень подробности их изображения, явные и подразумеваемые соотношения с различными линиями поведения, системами ценностей, литературной традицией. В результате исследования удалось выделить новые константные литературные типы и их вариации, описать характер трансформации женских образов в русской романтической литературе.
Первая классификация романтических женских образов была предпринята В. М. Жирмунским в книге «Байрон и Пушкин». Исследователь выделил в ней два часто встречающихся в произведениях Байрона, а затем Пушкина образа красавиц: «кроткая добродетельная христианка» и «страстная, необузданная, преступная гаремная красавица». Созданная на основе «восточных» поэм английского и «южных» поэм русского автора, типология Жирмунского применима не ко всем произведениям тех же авторов или других писателей-романтиков. Тем не менее сами выделенные Жирмунским типы героинь встречаются в литературе романтической эпохи чрезвычайно часто. М. Г. Давидович (в статье «Женский портрет у русских романтиков первой половины XIX в.») подкрепила классификацию Жирмунского подробным анализом портретного стиля женских образов на объемном материале русской прозы 1830-х гг., но сюжетная роль персонажей осталась вне ее поля зрения.
Наша типология учитывает портретные и психологические характеристики женских персонажей и их сюжетные функции. Мы рассмотрели степень подробности их изображения, явные и подразумеваемые соотношения с различными линиями поведения, системами ценностей, литературной традицией. В результате исследования удалось выделить новые константные литературные типы и их вариации, описать характер трансформации женских образов в русской романтической литературе.