О «пятом» и «десятом» в цифрах
Алёна Игоревна Кудлаева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
114
2017-04-19
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Анализ материала устного подкорпуса
Национального корпуса русского языка показал, что единицы пятый и десятый (во всех своих формах) не всегда
являются порядковыми числительными, что требует специального рассмотрения.
Доклад посвящен особенностям употребления исследуемых единиц в русской устной
речи в зависимости от некоторых социальных характеристик говорящего (гендер
и возраст), а также типа устной речи: публичная, непубличная речь и киноречь
(транскрипты фильмов).
Тезисы
Мы можем наблюдать, как в устной речи меняются значения слов, появляются новые слова и т. д.. Зачастую бывает трудно определить, к
какой части речи относится та или иная единица, функционирующая в нашей
повседневной коммуникации. Устная речь насыщена т. наз. прагматемами,
которые характеризуются ослаблением или утратой своего основного лексического
значения (типа, туда-сюда, как бы, там,
скажем так, короче и т. д.). Доклад посвящен рассмотрению нескольких
таких единиц, а конкретно единицам пятый
и десятый (во всех их формах). Как
показало проведенное исследование, в процессе функционирования они могут терять
идею счета (основную для числительных) и переходить в разряд прагматем, ср.:
1) Я сказала: «Ни то / ни другое / ни пятое меня не трогает [На краю… (Владивосток). Д/ф из цикла «Письма из провинции» (ТК «Культура») 2009];
2) И зачем мне вот это всё нужно / это всё оформлять / себе / мужу / всё это прочее / десятое [Беседа с социологом на общественно-политические темы (Москва) // Фонд «Общественное мнение», 2003];
3) У нас там картингов нет / своя корочка / там / шапочка и пятое / и десятое. [Тренинг туристической фирмы // Из коллекции НКРЯ, 2007].
Явления, наблюдаемые в устной речи,в большой степени зависят от личностных характеристик говорящего (пол, возраст, профессия, уровень образования и речевой компетенции и т. д.). Поэтому представляется любопытным и целесообразным провести исследование на материале устного подкорпуса Национального корпуса русского языка и определить, каким образом гендер и возраст говорящего влияют на употребление прагматем, образованных от числительных пятый и десятый. Кроме того, важно понять, в каком типе устной речи (публичная, непубличная речь, киноречь) наиболее частотно употребление рассматриваемых единиц в их новых функциях. В докладе предлагается анализ вычислений с помощью ipm – показателя частоты встречаемости на миллион словоформ.
1) Я сказала: «Ни то / ни другое / ни пятое меня не трогает [На краю… (Владивосток). Д/ф из цикла «Письма из провинции» (ТК «Культура») 2009];
2) И зачем мне вот это всё нужно / это всё оформлять / себе / мужу / всё это прочее / десятое [Беседа с социологом на общественно-политические темы (Москва) // Фонд «Общественное мнение», 2003];
3) У нас там картингов нет / своя корочка / там / шапочка и пятое / и десятое. [Тренинг туристической фирмы // Из коллекции НКРЯ, 2007].
Явления, наблюдаемые в устной речи,в большой степени зависят от личностных характеристик говорящего (пол, возраст, профессия, уровень образования и речевой компетенции и т. д.). Поэтому представляется любопытным и целесообразным провести исследование на материале устного подкорпуса Национального корпуса русского языка и определить, каким образом гендер и возраст говорящего влияют на употребление прагматем, образованных от числительных пятый и десятый. Кроме того, важно понять, в каком типе устной речи (публичная, непубличная речь, киноречь) наиболее частотно употребление рассматриваемых единиц в их новых функциях. В докладе предлагается анализ вычислений с помощью ipm – показателя частоты встречаемости на миллион словоформ.