О забытой пьесе В. И. Немировича-Данченко «Ёлка»: поэтика и сценическая история
Анна Анатольевна Мухина
Докладчик
аспирант
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
188
2017-04-19
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается пьеса В. И. Немировича-Данченко
«Ёлка», особенности её поэтики и сценической истории. Пьеса интересна тем, что, во-первых, стала дебютом
В. Ф. Комиссаржевской, во-вторых, отразила
жизнь русской интеллигенции, что было традиционной темой для
драмы того времени. Тем самым она оправдала читательские / зрительские
ожидания, но в то же время опровергла их встроенностью в канон пасхального рассказа. Таким образом, пьеса «Ёлка» оказалась вписанной в сценическую традицию, но в то же время выделялась
из театрального репертуара 1890-х гг.
Тезисы
В. И. Немирович-Данченко
известен в первую очередь как основатель и руководитель Московского Художественного театра
совместно с К. С. Станиславским, однако лишь небольшая часть его драматургического
наследия была переиздана и стала доступна массовому читателю. Одиннадцать пьес
Немировича-Данченко в хронологическом порядке располагаются так: «Шиповник», «Наши американцы», «Темный бор», «Лихая сила», «Счастливец», «Последняя воля»,
«Новое дело», одноактная «Ёлка», «Золото»
«Цена жизни» и «В мечтах».
Пьеса «Ёлка» оставалась незамеченной современниками и была практически забыта последователями. Она была впервые издана в ведущем журнале того времени «Артист» (1892). Пьеса интересна тем, что, во-первых, стала дебютом В. Ф. Комиссаржевской (фамилия которой не была ещё известной для публики), которая описывает в письмах впечатления от своей первой роли (гимназистки Оли Бабиковой), репетиций и гастролей. Во-вторых, пьеса отразила жизнь русской интеллигенции, культуру дома, что было традиционной темой для драмы того времени, тем самым пьеса оправдала читательские / зрительские ожидания, но в то же время их опровергла. «Ёлка», действие которой происходит в канун Рождества, вписана в жанр пасхального рассказа. Темы для рождественских и пасхальных рассказов были предсказуемы и относились больше к массовой литературе, читатель легко мог предугадать содержание и исход событий. Для рождественского рассказа сюжет строился так: замерзающий мальчик или ребенок из бедной семьи попадает на богатую елку. Для пасхального рассказа полагалось возвращение блудного мужа к жене, одиноко тоскующей над куличом. Или возвращение блудной жены к брошенному мужу, обливающему одинокими слезами бабу. Проекцию данного сюжета мы видим в «Ёлке».
В докладе вслед за Е. В. Душечкиной устанавливаются истоки и мифология образа ёлки в русской словесности и в драматургии 1890-х гг. в частности. «Пьеса для съезда» «Ёлка» оказывается близкой по отношению к новелле, что роднит её с чеховскими рассказами. Читатель видит одно действие, разворачивающееся в одном месте, малое число актёров. Также в докладе приводятся мемуары А. Я. Бруштейн «Страницы прошлого» (1952 г.), связанные с дебютом Комиссаржевской и премьерами пьес «Ёлка» и «Дорога уходит вдаль», что помогает восстановить сценическую историю пьесы.
Таким образом, пьеса «Ёлка» оказалась одновременно вписанной в сценическую традицию, но в то же время выделялась из театрального репертуара 1890-х гг.
Пьеса «Ёлка» оставалась незамеченной современниками и была практически забыта последователями. Она была впервые издана в ведущем журнале того времени «Артист» (1892). Пьеса интересна тем, что, во-первых, стала дебютом В. Ф. Комиссаржевской (фамилия которой не была ещё известной для публики), которая описывает в письмах впечатления от своей первой роли (гимназистки Оли Бабиковой), репетиций и гастролей. Во-вторых, пьеса отразила жизнь русской интеллигенции, культуру дома, что было традиционной темой для драмы того времени, тем самым пьеса оправдала читательские / зрительские ожидания, но в то же время их опровергла. «Ёлка», действие которой происходит в канун Рождества, вписана в жанр пасхального рассказа. Темы для рождественских и пасхальных рассказов были предсказуемы и относились больше к массовой литературе, читатель легко мог предугадать содержание и исход событий. Для рождественского рассказа сюжет строился так: замерзающий мальчик или ребенок из бедной семьи попадает на богатую елку. Для пасхального рассказа полагалось возвращение блудного мужа к жене, одиноко тоскующей над куличом. Или возвращение блудной жены к брошенному мужу, обливающему одинокими слезами бабу. Проекцию данного сюжета мы видим в «Ёлке».
В докладе вслед за Е. В. Душечкиной устанавливаются истоки и мифология образа ёлки в русской словесности и в драматургии 1890-х гг. в частности. «Пьеса для съезда» «Ёлка» оказывается близкой по отношению к новелле, что роднит её с чеховскими рассказами. Читатель видит одно действие, разворачивающееся в одном месте, малое число актёров. Также в докладе приводятся мемуары А. Я. Бруштейн «Страницы прошлого» (1952 г.), связанные с дебютом Комиссаржевской и премьерами пьес «Ёлка» и «Дорога уходит вдаль», что помогает восстановить сценическую историю пьесы.
Таким образом, пьеса «Ёлка» оказалась одновременно вписанной в сценическую традицию, но в то же время выделялась из театрального репертуара 1890-х гг.