От сказанного отрекаюсь: функционирование формы «по идее» в роли рефлексива в устной спонтанной речи
Татьяна Капустина
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
114
2017-04-19
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается специфичная для устной
речи функция формы по идее — употребление ее в роли рефлексива (род дискурсивных единиц, сигнализирующих о реакции говорящего на сказанное).
Материалом для анализа
послужил устный подкорпус Национального корпуса русского языка. Рефлексив по идее употребляется в постпозиции по отношению к
высказыванию, когда
говорящий словно стремится
снять с себя ответственность за категоричность собственного высказывания.
Особое место в исследовании занимают примеры из диалогической речи, когда упомянутая стратегия
способствует вовлечению слушателя в диалог.
Тезисы
Настоящее исследование посвящено анализу
особенностей употребления формы по идее в
функции рефлексива на материале устного подкорпуса Национального корпуса русского
языка.
В русских словарях и грамматиках по идее определяется как вводное слово или наречие, причем традиционно – с помощью специальных помет – отмечается его принадлежность к разговорной речи. Но, несмотря на это, все словарные толкования и попытки описать функции исследуемой единицы выполнены на материале письменной речи. Анализ же материала устного подкорпуса позволяет выявить специфичные функции формы по идее, характерные именно для устной речи, а также увидеть общее разнообразие функциональных возможностей исследуемой единицы в современном русском языке.
Проведенный анализ показал, что форма по идее может не только выражать в речи субъективную модальность высказывания (в частности, модальность достоверности или возможности), но и выполнять роль рефлексива. В своем понимании рефлексива мы опираемся на исследование Н. В. Богдановой-Бегларян, которая рассматривает рефлексивы как класс прагматем устной спонтанной речи, употребляющихся в ситуациях, когда говорящий оценивает собственное высказывание, уже произнесенное или готовящееся к произнесению. На наш взгляд, по идее выполняет такую функцию, когда употребляется в постпозиции по отношению к высказыванию, чаще всего это конец реплики говорящего в диалоге, ср.:
· [Татьяна, жен, 18] А еще / в понедельник курсовую сдаем / по идее [Лида, жен, 18] Да [Телефонный разговор // Из коллекции НКРЯ, 2006];
· [Саша, муж, 24] Там дом надо вообще сносить / по идее [Женя, муж, 25] Не дом / а значит там просто разделительную чуть выдвинуть / я так понимаю / и сделать [Разговор в офисе страховой компании // Из коллекции НКРЯ, 2006].
По примерам видно, что, употребляя по идее в конце высказывания, говорящий как бы снимает с себя ответственность за сказанное, ссылается на некие общепринятые представления, которыми он в данном случае руководствуется, и оставляет за слушателем право их исправления или подтверждения. Снижая с помощью этой формы степень категоричности высказывания, говорящий словно все время «оглядывается» на собеседника, сигнализируя ему о том, что сказанное можно и опровергнуть.
Стоит отметить, что по идее в постпозиции употребляется только в устной речи, что свидетельствует о специфичности функции рефлексива, выполняемой исследуемой единицей в данной позиции.
В русских словарях и грамматиках по идее определяется как вводное слово или наречие, причем традиционно – с помощью специальных помет – отмечается его принадлежность к разговорной речи. Но, несмотря на это, все словарные толкования и попытки описать функции исследуемой единицы выполнены на материале письменной речи. Анализ же материала устного подкорпуса позволяет выявить специфичные функции формы по идее, характерные именно для устной речи, а также увидеть общее разнообразие функциональных возможностей исследуемой единицы в современном русском языке.
Проведенный анализ показал, что форма по идее может не только выражать в речи субъективную модальность высказывания (в частности, модальность достоверности или возможности), но и выполнять роль рефлексива. В своем понимании рефлексива мы опираемся на исследование Н. В. Богдановой-Бегларян, которая рассматривает рефлексивы как класс прагматем устной спонтанной речи, употребляющихся в ситуациях, когда говорящий оценивает собственное высказывание, уже произнесенное или готовящееся к произнесению. На наш взгляд, по идее выполняет такую функцию, когда употребляется в постпозиции по отношению к высказыванию, чаще всего это конец реплики говорящего в диалоге, ср.:
· [Татьяна, жен, 18] А еще / в понедельник курсовую сдаем / по идее [Лида, жен, 18] Да [Телефонный разговор // Из коллекции НКРЯ, 2006];
· [Саша, муж, 24] Там дом надо вообще сносить / по идее [Женя, муж, 25] Не дом / а значит там просто разделительную чуть выдвинуть / я так понимаю / и сделать [Разговор в офисе страховой компании // Из коллекции НКРЯ, 2006].
По примерам видно, что, употребляя по идее в конце высказывания, говорящий как бы снимает с себя ответственность за сказанное, ссылается на некие общепринятые представления, которыми он в данном случае руководствуется, и оставляет за слушателем право их исправления или подтверждения. Снижая с помощью этой формы степень категоричности высказывания, говорящий словно все время «оглядывается» на собеседника, сигнализируя ему о том, что сказанное можно и опровергнуть.
Стоит отметить, что по идее в постпозиции употребляется только в устной речи, что свидетельствует о специфичности функции рефлексива, выполняемой исследуемой единицей в данной позиции.