Актуальные вопросы фанфикшна (на примере творчества Лоры Бочаровой)
Юлия Наильевна Ибатуллина
Докладчик
студент 4 курса
Челябинский государственный университет (Костанайский филиал)
Челябинский государственный университет (Костанайский филиал)
171
2017-04-21
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассмотрен феномен фанфикшна и
сетературы как разновидность современного писательского творчества в целом и на
примере творчества Лоры Бочаровой в частности, проблемы фанфикшна и пути их решения, прагматика выбора автором фикрайтерской стези, отражение авторской индивидуальности в поэтических
циклах отыгрываемого персонажа. В исследовании поднимаются проблемы объекта исследования, в частности вопросы границ фикрайтерских текстов, сферы их функционирования, а также рассматриваются перспективы развития сетевой литературы.
Тезисы
Современное
литературное пространство подвержено большим изменениям в сравнении с
досетературным периодом. Сетевая литература постепенно стала не только весомым
звеном в цепи становления современных литераторов на литературном поприще, но и
самостоятельной платформой для его функционирования.
Фанфикшн – это литература, созданная на основе прецедентного текста, в которой задействованы уже существующие у других авторов персонажи или сюжеты. Фанфикшн является сетературным жанром современной как прозы, так и поэзии, и имеет свои особенности и виды. Сетература – это направление в литературе, в рамках которого тексты создаются и реализуются в Сети. Выделяются особенности сетевого творчества, отличающие его от печатной литературы: интерактив и непоследовательное общение с читателем, бесплатные услуги редакторов и корректоров на добровольной основе, свобода от издательств. Фанфикшн, в отличии от сетературы, малоисследован и представляет собой обширное поле для изучения.
К явлению фанфикшна все чаще обращаются состоявшиеся авторы. Многие произведения художественной литературы, в настоящее время поселившиеся на прилавках книжных магазинов, условно можно отнести к жанру фанфикшна. Выходят масштабные многомиллионные экранизации таких книг, на основах старых вселенных создаются новые.
В исследовании проанализированы произведения Лоры Бочаровой, относящиеся к фанфикшну, и изучен вопрос, что же следует считать фанфиком: любую «литературу на основе другой литературы», или же следует создать какое-то новое разграничение, считая существующее определение фанфикшна слишком размытым и неполным. При условии использования первого определения остается огромный пласт литературного творчества на протяжении многих веков, который при этом можно отнести к фанфикшну как «произведения, написанные на основе других произведений, с использованием уже существующих персонажей или сюжетных линий» (например, переводные произведения с перенесением в наши реалии (А. Толстой «Буратино», сказки Пушкина и т.д.). Создание же новой классификации требует от исследователей дождаться результатов становления пока еще не сформировавшегося окончательно фанфикшна в русскоязычном пространстве Сети.
Также будет рассмотрена прагматика произведений фанфикшна, а именно, почему фикрайтеры создают произведения в этом, а не в другом жанре сетературы или литературы в принципе. Какая прагматика стоит за выбором издаваемого автора в пользу фанфикшна, а не оригинального произведения, а также как авторская индивидуальность отражается в произведениях ролевиков от имени отыгрываемого персонажа, будет представлено на примере поэтического цикла Л. Бочаровой на основе аниме и манги «Наруто». Проблема изучения фанфикшна является актуальной и перспективной и требует формирования нового исследовательского подхода.
Фанфикшн – это литература, созданная на основе прецедентного текста, в которой задействованы уже существующие у других авторов персонажи или сюжеты. Фанфикшн является сетературным жанром современной как прозы, так и поэзии, и имеет свои особенности и виды. Сетература – это направление в литературе, в рамках которого тексты создаются и реализуются в Сети. Выделяются особенности сетевого творчества, отличающие его от печатной литературы: интерактив и непоследовательное общение с читателем, бесплатные услуги редакторов и корректоров на добровольной основе, свобода от издательств. Фанфикшн, в отличии от сетературы, малоисследован и представляет собой обширное поле для изучения.
К явлению фанфикшна все чаще обращаются состоявшиеся авторы. Многие произведения художественной литературы, в настоящее время поселившиеся на прилавках книжных магазинов, условно можно отнести к жанру фанфикшна. Выходят масштабные многомиллионные экранизации таких книг, на основах старых вселенных создаются новые.
В исследовании проанализированы произведения Лоры Бочаровой, относящиеся к фанфикшну, и изучен вопрос, что же следует считать фанфиком: любую «литературу на основе другой литературы», или же следует создать какое-то новое разграничение, считая существующее определение фанфикшна слишком размытым и неполным. При условии использования первого определения остается огромный пласт литературного творчества на протяжении многих веков, который при этом можно отнести к фанфикшну как «произведения, написанные на основе других произведений, с использованием уже существующих персонажей или сюжетных линий» (например, переводные произведения с перенесением в наши реалии (А. Толстой «Буратино», сказки Пушкина и т.д.). Создание же новой классификации требует от исследователей дождаться результатов становления пока еще не сформировавшегося окончательно фанфикшна в русскоязычном пространстве Сети.
Также будет рассмотрена прагматика произведений фанфикшна, а именно, почему фикрайтеры создают произведения в этом, а не в другом жанре сетературы или литературы в принципе. Какая прагматика стоит за выбором издаваемого автора в пользу фанфикшна, а не оригинального произведения, а также как авторская индивидуальность отражается в произведениях ролевиков от имени отыгрываемого персонажа, будет представлено на примере поэтического цикла Л. Бочаровой на основе аниме и манги «Наруто». Проблема изучения фанфикшна является актуальной и перспективной и требует формирования нового исследовательского подхода.