Принципы работы русскоязычного чат-бота «Театрал» для обслуживания интернет-афиш
Евгения Вячеславовна Чертоусова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
129
2017-04-20
14:50 -
15:05
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассказывается о технологиях создания чат-бота «Театрал» для общения с клиентами, которых интересует расписание театров и концертных залов. В его основе лежит принцип реагирования на фразы и слова-шаблоны. В рамках доклада представлен экспериментальный чат-бот, созданный с использованием языка описания сценариев ChatScript.
Тезисы
В докладе рассказывается о технологиях и проблемах создания чат-бота «Театрал» для общения с клиентами, которых интересует расписание театров и концертных залов. Чат-бот получает сообщение пользователя, упрощает синтаксис предложения, затем анализирует получившиеся данные, сравнивает их с введенными разработчиком шаблонами и подбирает максимально подходящий ответ.
«Театрал» использует четыре основные темы: ~place (для той части беседы, где бот узнает пользователя хочет он пойти в кино, театр, цирк и т. д.), ~genre (для того, чтобы узнать, выбирает ли он комедию, драму, мюзикл, ледовое шоу и т. д.), ~date (для того, чтобы подобрать удобный день недели) и ~booking (для бронирования билета онлайн). Кроме того, используется порядка десяти вспомогательных подтем, которые помогают сделать чат-бот более гибким в общении с пользователем.
«Театрал» использует четыре основные темы: ~place (для той части беседы, где бот узнает пользователя хочет он пойти в кино, театр, цирк и т. д.), ~genre (для того, чтобы узнать, выбирает ли он комедию, драму, мюзикл, ледовое шоу и т. д.), ~date (для того, чтобы подобрать удобный день недели) и ~booking (для бронирования билета онлайн). Кроме того, используется порядка десяти вспомогательных подтем, которые помогают сделать чат-бот более гибким в общении с пользователем.
Для обработки нестандартных реплик созданы дополнительные темы: ~help (если пользователь попросить помочь с выбором — эта тема учитывает наличие детей, желаемое время и т. п.) и ~small_talk (если пользователь попытается завести беседу, не связанную с выбором спектакля).
Каждой теме присвоены свои ключевые слова, с помощью которых чат-бот выбирает нужный ответ. Кроме того, был написан контрольный скрипт и несколько гамбитных правил на случай, если в реплике не встретиться ни одного ключевого слова. Они помогают чат-боту решить, какое правило использовать, или выводят дополнительные вопросы.
При разработке чат-бота необходимо использовать сторонние ресурсы, словари и тезаурусы, чтобы максимально точно учесть запрос пользователя. В частности широко используется тезаурус WordNet и встроенный парсер. Для решений неоднозначностей (например, в теме ~help драмой может быть и театральная постановка, и фильм) используются гамбитные правила.