XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Эстетический потенциал образа как средство организации богословского эссе (на материале текстов свят. Игнатия Брянчанинова)

София Александровна Колинько
Докладчик
студент 3 курса
Кубанский государственный университет

188
2017-04-19
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Изучение текстов епископа Игнатия Брянчанинова обычно направлено на выявление в них публицистического и богословского пафоса. Обращение к эстетической стороне творений этого автора — более редкое явление. В докладе рассматриваются особенности функционирования художественного образа и его роль в организации эстетического и концептуального целого эссе свят. Игнатия. Автор использует возможности художественного образа для выражения богословской мысли, что является синтезом эстетического и сакрального понимания образа.

Тезисы

Одним из самых известных религиозных деятелей «золотого века» русской культуры является епископ Игнатий Брянчанинов (1807–1867 гг.), значительное письменное наследие которого обладает не только богословской, но и эстетической ценностью.
Исследования текстов Брянчанинова зачастую обращены к их богословскому  и публицистическому пафосу. Цель же нашей работы — рассмотрение особенностей функционирования художественного образа и его роли в организации эстетического и концептуального целого произведений (эссе) свят. Игнатия.
Сопоставление понимания образа в сакральном и художественном искусстве и его роли в процессе восприятия текстовой информации показало частичное их сходство. Обе точки зрения концентрируют наше внимание на выразительных возможностях образа, его «иконической» знаковости, символическом потенциале.
В эссе «Христианский пастырь и христианин художник» Брянчанинов излагает свой взгляд на искусство и обосновывает использование художественной образности для выражения понятия о Божественной Истине. Созерцание природы в свою очередь может стать отправной точкой для размышления о грехах и спасении в Боге.
Подобное функционирование образа природы присутствует в эссе «Древо зимою пред окнами кельи», и это позволяет рассмотреть авторскую рефлексию. Построение текста от создания словесно-художественного образа к размышлению и молитве свидетельствует об использовании свят. Игнатием иконической функции. Эссе «Дума на берегу моря» использует образ «волнующегося моря», который соотнесен с представлением о суетности человеческой жизни. В эссе «Сад во время зимы» свят. Игнатий использует образ зимнего сада для выражения учения о воскресении мертвых. Еще одним примером использования образа как формирующего фактора текста служит эссе «Голос из вечности (дума на могиле)», где основной образ — образ могилы, усиленный речью, обращенной из иного мира.
Таким образом,  Брянчанинов, чрезвычайно требовательный к соблюдению современными светскими художниками религиозного целеполагания в их творческом деле, не пренебрегал выразительными возможностями собственно художественной речи, специфическими литературными приемами при написании своих работ. Более того, представленные примеры позволяют утверждать, что эстетический потенциал художественной образности применялся святителем для усиления богословской мысли.