Автобиографическое повествование в «Записках человека» А. Д. Галахова
Виктория Александровна Воробьева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2017-04-18
16:50 -
17:10
Ключевые слова, аннотация
В докладе на материале записок А. Д. Галахова разных лет показано, как изменяются автобиографические стратегии этих текстов и как их трансформация связана с автобиографической традицией 1840-х гг., когда публикуются первые записки Галахова (1847–48 гг.).
Тезисы
Доклад посвящен сравнению записок А. Д. Галахова разных лет. Носящие название «Из записок человека», одни были опубликованы в 1847-48 гг. в журнале «Отечественные записки», другие — в 1875-76 гг. в журнале «Русский вестник». Нами будет показано, как меняются автобиографические стратегии в этих текстах в зависимости от их прагматики.
Записки 47-48 гг. носят более беллетристический характер. Это возникает ввиду ряда причин. Во-первых, повествование лишено конкретных подробностей, топонимов, что ослабляет «установку на подлинность» (термин Л. Я. Гинзбург) этого произведения. Во-вторых, текст сконцентрирован больше не вокруг личности героя, а вокруг общей идеи о прогрессивном развитии поколений, на подтверждение которой и «работает» автобиографический материал.
В записках более позднего времени (мы имеем в виду те записки, в которых отражаются воспоминания, условно принадлежащие одному периоду) ситуация совершенно иная: «установка на подлинность» возникает благодаря детализированному повествованию, которое сконцентрировано вокруг субъекта воспоминаний. Даже если в обоих записках мы встречаем одинаковые события — они будут оформлены по-разному.
Тем не менее записки семидесятых годов включают отрывки из раннего сочинения, которые существуют внутри этих текстов как сугубо автобиографический материал. Этот факт не позволяет нам посчитать «Из записок человека» 47-48 гг. произведением беллетристическим.
В 40-е годы уже формируется традиция литературных мемуаров, написанных для печати, и Галахов, являющийся сотрудником «Отечественных записок», не может не быть знаком с ней. По определенным причинам в ранней версии записок он этой традиции не следует. Однако оба произведения написаны с опорой на традицию Руссо, о чем свидетельствует, например, вступление к первым запискам Галахова: «Но могут ли быть любопытны записки одного, и притом обыкновенного человека, рассказ о жизни единицы?.. Отчего же нет? В одном есть также откровение целого» (Отечественные записки. 1847. №12. Отд. I. С. 301).
Возможной причиной такого различия записок мы считаем разные задачи, стоящие перед Галаховым-мемуаристом. В мемуарах более раннего времени Галахов развивает свою историософскую концепцию прогрессивного развития, доказывая ее подключением автобиографического материала. В 70-е гг. он создает уже более традиционные мемуары и работает с тем же материалом по-другому.
В завершении доклада будут сделаны выводы о том, как соотносится автобиографическая практика Галахова с традицией 40-х годов, которая связана с созданием литературных мемуаров, восходящих к «Исповеди» Руссо.