Начальный этап формирования автобиографического мифа А. А. Ахматовой (на материале поэмы «У самого моря»)
Маргарита Сергеевна Вяльцева
Докладчик
студент 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
188
2017-04-19
17:20 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе предпринята попытка реконструировать начальный этап
генезиса автобиографического мифа А. А. Ахматовой на материале ее ранней поэмы
«У самого моря». В ходе исследования факты биографии Ахматовой были соотнесены с заданной поэтом онтологической моделью собственной судьбы, было определено место поэмы в «тексте жизни поэта». Проанализировав образ автопроективной героини и воссозданное Ахматовой «херсонское детство», мы пришли к выводу, что, подвергаясь эстетизации, биография поэта становится материалом не только для художественного произведения, но и для «мифа о себе».
Тезисы
Предметом данной работы является начальный этап
генезиса автобиографического мифа А. А. Ахматовой, материалом – поэма «У самого моря». Наша цель — вписать поэму в
биографический контекст и выявить, как в данном тексте факты
биографии соотносятся с заданной поэтом онтологической моделью собственной судьбы.
Существует мнение, что воспринять художественное произведение цельно невозможно без обращения к идеально-обобщенному, мифологизированному образу автора, без знакомства с «литературной личностью» пишущего. Не последнюю роль в процессе оформления «литературной личности» играет автобиографический миф.
Впервые на существование биографической легенды, создаваемой автором и домысливаемой читателями, обратил внимание Б. В. Томашевский. Позднее идеи Томашевского нашли развитие в работах З. Г. Минц и Д. Е. Максимова, понятие «биографической легенды» было применено к творчеству символистов с заменой термина «легенда» на «миф». Д. М. Магомедова под «автобиографическим мифом» понимает особую сюжетную модель судьбы поэта, претерпевающую трансформации в его творчестве.
В автобиографическом мифе об Ахматовой сплелись воедино литературные факты и многочисленные мистификации. Вследствие этого взаимопроникновения мифологические представления об Ахматовой чрезвычайно глубоки и разнообразны. Исследователь творчества поэта В. В. Мусатов отмечает, что Ахматова всю жизнь была занята созданием культурно значимого сюжета из материала собственной жизни.
Поэма «У самого моря» была написана в 1914 г. Ахматова была уверена, что ХХ в. начался осенью 1914 г., вместе с Первой мировой войной. Для поэта это время вынужденного прощания с херсонским детством.
В поэме перед нами традиционный для ахматовской лирики образ «дикой девочки», несомненно, имеющий биографическую основу. У «дикой девочки» свободные манеры («В песок зарывала желтое платье…»), ее душа сродни рыбам, птицам. Несмотря на то, что героиня молится, ходит в церковь, в ее сознании преобладает языческое мировосприятие. Ахматова делегирует героине поэмы комплекс черт и стратегий, который дает основание говорить об автопроективности.
Героине уготована особая женская судьба стать возлюбленной царевича. «Песня», поэтический дар представляется только «средством» осуществления этой мечты. Смерть царевича становится символом крушения веры в счастливую женскую долю. Однако мотив воскресения в финале становится залогом осуществления иной судьбы — обрести счастье не в любви, а в творчестве.
Таким образом, наблюдая за эстетизацией биографических фактов, мы видим, что автопроективная героиня Ахматовой вынуждена попрощаться с воссозданным в рамках автобиографического мифа херсонским детством и с началами, воплощенными в образе «дикой девочки», отказаться от счастливого неведения жизни в пользу бремени поэтического дара.
Существует мнение, что воспринять художественное произведение цельно невозможно без обращения к идеально-обобщенному, мифологизированному образу автора, без знакомства с «литературной личностью» пишущего. Не последнюю роль в процессе оформления «литературной личности» играет автобиографический миф.
Впервые на существование биографической легенды, создаваемой автором и домысливаемой читателями, обратил внимание Б. В. Томашевский. Позднее идеи Томашевского нашли развитие в работах З. Г. Минц и Д. Е. Максимова, понятие «биографической легенды» было применено к творчеству символистов с заменой термина «легенда» на «миф». Д. М. Магомедова под «автобиографическим мифом» понимает особую сюжетную модель судьбы поэта, претерпевающую трансформации в его творчестве.
В автобиографическом мифе об Ахматовой сплелись воедино литературные факты и многочисленные мистификации. Вследствие этого взаимопроникновения мифологические представления об Ахматовой чрезвычайно глубоки и разнообразны. Исследователь творчества поэта В. В. Мусатов отмечает, что Ахматова всю жизнь была занята созданием культурно значимого сюжета из материала собственной жизни.
Поэма «У самого моря» была написана в 1914 г. Ахматова была уверена, что ХХ в. начался осенью 1914 г., вместе с Первой мировой войной. Для поэта это время вынужденного прощания с херсонским детством.
В поэме перед нами традиционный для ахматовской лирики образ «дикой девочки», несомненно, имеющий биографическую основу. У «дикой девочки» свободные манеры («В песок зарывала желтое платье…»), ее душа сродни рыбам, птицам. Несмотря на то, что героиня молится, ходит в церковь, в ее сознании преобладает языческое мировосприятие. Ахматова делегирует героине поэмы комплекс черт и стратегий, который дает основание говорить об автопроективности.
Героине уготована особая женская судьба стать возлюбленной царевича. «Песня», поэтический дар представляется только «средством» осуществления этой мечты. Смерть царевича становится символом крушения веры в счастливую женскую долю. Однако мотив воскресения в финале становится залогом осуществления иной судьбы — обрести счастье не в любви, а в творчестве.
Таким образом, наблюдая за эстетизацией биографических фактов, мы видим, что автопроективная героиня Ахматовой вынуждена попрощаться с воссозданным в рамках автобиографического мифа херсонским детством и с началами, воплощенными в образе «дикой девочки», отказаться от счастливого неведения жизни в пользу бремени поэтического дара.