«Зеркальная метафора» как способ реализации биспациальной структуры прозаических текстов В. В. Набокова (на материале рассказа «Ужас»)
Дарья Владимировна Пянзина
Докладчик
магистрант 1 курса
Дальневосточный федеральный университет
Дальневосточный федеральный университет
212
2017-04-18
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Предметом изучения в докладе стал вопрос о способах реализации биспациальной структуры в раннем русскоязычном рассказе В. В. Набокова «Ужас». В качестве одного из таких способов мы рассматриваем зеркальную метафору. Установив на основании языкового материала закономерности её реализации, мы пришли к следующему выводу: за счёт функционирования зеркальной метафоры в тексте произведения происходит переосмысление роли двойника главного героя. Его способность существовать вне отражающей поверхности предопределяет расширение группы семиотических знаков, объединенных понятием «зеркало».
Тезисы
Задача предпринятого исследования — ориентируясь на
специфику нарративной структуры произведения, проследить реализацию зеркальных
мотивов в раннем русскоязычном рассказе В. В. Набокова «Ужас» (1927).
Стремление автора воссоздать крайнее эмоциональное потрясение главного героя
рассказа, его ужас перед реальностью, вдруг утратившей какой-либо смысл,
предопределяет выбор идиолекта нарратора. Повествовательная перспектива
рассказа характеризуется внутренней фокализацией, его нарративная структура представлена
лишь голосом главного героя, точка зрения повествователя выражена имплицитно.
Актуализация «я» главного героя произведения происходит на фоне оппозиции «своё — чужое» (И чем пристальнее я рассматривал своё лицо, — чужие, немигающие глаза,… — тем непонятнее мне становилось, почему именно это — я). Его отражение приобретает характерные признаки двойника и становится в произведении самостоятельной единицей сюжетной организации текста. Неспособность главного героя идентифицировать собственное отражение предсказывает его полный уход от реальности, разрыв связей с ней.
По мере того, как в произведении происходит нарастание конфликта между «внешним» и «внутренним» героя, меняется и его положение по отношению к собственному двойнику. Перед мгновением наивысшего ужаса герой начинает приобретать свойства отражения (Мне казалось, что голова у меня стеклянная, и легкая ломота в ногах тоже казалась стеклянной), а после и вовсе меняется с ним местами. Отсутствие слуховых реакций главного героя при описании бессмысленного и пустого мира, в котором он внезапно оказывается, дает нам возможность предположить, что произошла подмена единиц одного пространственно-временного уровня, единицами другого. Находим подтверждение в следующем фрагменте теста: Она в своём предсмертном воображении видит меня, так что перед нею стояли двое, — я сам, которого она не видела, и двойник мой, который был невидим мне. И потом я остался один,— мой двойник умер вместе с нею). Смерть двойника героя предполагает его возвращение к реальной действительности, которая так или иначе определяется способностью быть отражённой.
Зеркальная метафора в рассказе В. Набокова «Ужас» становится своеобразным авторским приёмом организации биспациальной структуры в тексте произведения. Способность двойника героя существовать вне отражающей поверхности предопределяет расширение группы семиотических знаков, объединенных понятием «зеркало». В данную группу могут быть включены такие универсалии, как человеческое сознание и текст (зеркальная композиция).
Актуализация «я» главного героя произведения происходит на фоне оппозиции «своё — чужое» (И чем пристальнее я рассматривал своё лицо, — чужие, немигающие глаза,… — тем непонятнее мне становилось, почему именно это — я). Его отражение приобретает характерные признаки двойника и становится в произведении самостоятельной единицей сюжетной организации текста. Неспособность главного героя идентифицировать собственное отражение предсказывает его полный уход от реальности, разрыв связей с ней.
По мере того, как в произведении происходит нарастание конфликта между «внешним» и «внутренним» героя, меняется и его положение по отношению к собственному двойнику. Перед мгновением наивысшего ужаса герой начинает приобретать свойства отражения (Мне казалось, что голова у меня стеклянная, и легкая ломота в ногах тоже казалась стеклянной), а после и вовсе меняется с ним местами. Отсутствие слуховых реакций главного героя при описании бессмысленного и пустого мира, в котором он внезапно оказывается, дает нам возможность предположить, что произошла подмена единиц одного пространственно-временного уровня, единицами другого. Находим подтверждение в следующем фрагменте теста: Она в своём предсмертном воображении видит меня, так что перед нею стояли двое, — я сам, которого она не видела, и двойник мой, который был невидим мне. И потом я остался один,— мой двойник умер вместе с нею). Смерть двойника героя предполагает его возвращение к реальной действительности, которая так или иначе определяется способностью быть отражённой.
Зеркальная метафора в рассказе В. Набокова «Ужас» становится своеобразным авторским приёмом организации биспациальной структуры в тексте произведения. Способность двойника героя существовать вне отражающей поверхности предопределяет расширение группы семиотических знаков, объединенных понятием «зеркало». В данную группу могут быть включены такие универсалии, как человеческое сознание и текст (зеркальная композиция).