Притчевое начало в сказках Оскара Уайльда
Елена Владимировна Новосельцева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2017-04-20
13:30 -
13:50
Ключевые слова, аннотация
Предметом исследования является
притчевое начало в литературных сказках Оскара Уайльда. Притча определяется как
рассказ, содержащий нравоучение в иносказательной форме, соответственно, одна
из главных функций жанра — дидактическая. Может казаться, что поучения
несовместимы с философией чистого
искусства, приверженцем которой был Уайльд, но притча не навязывает читателю
мораль, а позволяет сделать выводы самостоятельно, что не противоречит взглядам
писателя.
Тезисы
Притчевое начало в
литературных сказках О. Уайльда проявляется через жанровые признаки, а также
использование библейских образов. К настоящему моменту данный вопрос затрагивается
в ряде отечественных работ (Е. С. Куприянова,
В. Г. Решетов, О. М. Валова), но мало изучен, поэтому его исследование
представляется актуальным.
Притча традиционно определяется как рассказ, содержащий нравоучение в иносказательной форме. Её отличительными признаками являются нравственный подтекст, применимый к разным жизненным ситуациям, передача мироощущения постигающего мир персонажа и сказовая манера повествования. Все эти признаки характерны для литературных сказок О. Уайльда. Кроме того, О. Уайльд широко использует библейские образы, в том числе и образы из притч Нового Завета.
Чтобы объяснить сочетание философии чистого искусства, исповедуемой О. Уайльдом, с жанром, для которого доминирующей является дидактическая функция, можно опереться на высказывание В. А. Солоухина: «В притче может быть сказано так много, что хватает потом на многие века для всех народов и любых социальных устройств». Притча не навязывает читателю догматизированной морали, а позволяет самостоятельно прийти к определённым выводам, что не противоречит основным идеям писателя.
Притча традиционно определяется как рассказ, содержащий нравоучение в иносказательной форме. Её отличительными признаками являются нравственный подтекст, применимый к разным жизненным ситуациям, передача мироощущения постигающего мир персонажа и сказовая манера повествования. Все эти признаки характерны для литературных сказок О. Уайльда. Кроме того, О. Уайльд широко использует библейские образы, в том числе и образы из притч Нового Завета.
Чтобы объяснить сочетание философии чистого искусства, исповедуемой О. Уайльдом, с жанром, для которого доминирующей является дидактическая функция, можно опереться на высказывание В. А. Солоухина: «В притче может быть сказано так много, что хватает потом на многие века для всех народов и любых социальных устройств». Притча не навязывает читателю догматизированной морали, а позволяет самостоятельно прийти к определённым выводам, что не противоречит основным идеям писателя.