Функции киберпространства в текстах В. О. Пелевина
Наталья Евгеньевна Абарникова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2017-04-20
18:10 -
18:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлен анализ типа киберпространства в рассказе В. О. Пелевина «Принц Госплана» (1991), романах «Шлем ужаса» (2005) и «Любовь к трем цукербринам»(2014), а также его функциональной роли в данных текстах.
Тезисы
Термин «киберпространство» впервые появился в рассказе
американского фантаста У. Гибсона «Сожжение Хром» в 1982 г. Изначально
под «киберпространством» подразумевался мир внутри компьютера или компьютерных
сетей; впоследствии термин расширился и стал обозначать любую виртуальную
реальность. Долгое время наличие в тексте киберпространства или его элементов
являлось отличительной чертой научной фантастики, однако с развитием технологий
элементы киберпространства стали появляться во многих других жанрах литературы.
Целью данного исследования являлось выявление элементов киберпространства и их
функциональной роли в текстах современного российского писателя В. О. Пелевина.
В процессе исследования был проведен литературный анализ трех избранных текстов Пелевина, объединенных наличием элементов киберпространства. Материалом исследования стали рассказ «Принц Госплана» (1991), романы «Шлем ужаса» (2005) и «Любовь к трем цукербринам» (2014). Выбор текстов был обусловлен не только творческой биографией Пелевина, но и изменением понятия «виртуальной реальности» вследствие развития интернет-технологий.
В процессе исследования были выделены следующие положения:
1. Во всех трех текстах персонаж переходит из реального пространства в киберпространство;
2. Тип перехода — т.н. «психологическое погружение» (по Бьорку и Холопайнену);
3. В текстах представлены три разных типа киберпространства: консольная игра («Принц Госплана»), симулятор реальной жизни («Шлем ужаса») и «матрица» («Любовь к трем цукербринам»);
4. Функции киберпространства в текстах отчасти зависят от типа киберпространства.
Результатами исследования стали следующие выводы:
1. Киберпространство в текстах Пелевина несет на себе собственно пространственную функцию;
2. Киберпространство в текстах Пелевина несет на себе функцию создания фантастичности, которая делится на два типа:
a. Функция создания «иллюзорности реальности» («Принц Госплана», «Шлем ужаса»);
b. Эффект создания «параллельных реальностей» («Любовь к трем цукербринам»);
3. Киберпространство в текстах Пелевина несет на себе сюжетообразующую функцию.
В процессе исследования был проведен литературный анализ трех избранных текстов Пелевина, объединенных наличием элементов киберпространства. Материалом исследования стали рассказ «Принц Госплана» (1991), романы «Шлем ужаса» (2005) и «Любовь к трем цукербринам» (2014). Выбор текстов был обусловлен не только творческой биографией Пелевина, но и изменением понятия «виртуальной реальности» вследствие развития интернет-технологий.
В процессе исследования были выделены следующие положения:
1. Во всех трех текстах персонаж переходит из реального пространства в киберпространство;
2. Тип перехода — т.н. «психологическое погружение» (по Бьорку и Холопайнену);
3. В текстах представлены три разных типа киберпространства: консольная игра («Принц Госплана»), симулятор реальной жизни («Шлем ужаса») и «матрица» («Любовь к трем цукербринам»);
4. Функции киберпространства в текстах отчасти зависят от типа киберпространства.
Результатами исследования стали следующие выводы:
1. Киберпространство в текстах Пелевина несет на себе собственно пространственную функцию;
2. Киберпространство в текстах Пелевина несет на себе функцию создания фантастичности, которая делится на два типа:
a. Функция создания «иллюзорности реальности» («Принц Госплана», «Шлем ужаса»);
b. Эффект создания «параллельных реальностей» («Любовь к трем цукербринам»);
3. Киберпространство в текстах Пелевина несет на себе сюжетообразующую функцию.