Бестиарий Франца Кафки (на материале малой прозы)
Наталья Борисовна Чикнайкина
Докладчик
студент 4 курса
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный университет
190
2017-04-20
14:30 -
14:50
Ключевые слова, аннотация
В докладе на материале малой прозы рассматривается бестиарий Ф. Кафки и особенности его художественного воплощения. Делается вывод об изменении общекультурной семантики образов животных в рамках авторской поэтики.
Тезисы
Исследование посвящено интерпретации образов животных в новеллах Ф. Кафки, выявлению их особенностей, характерных для мира произведений писателя, а также анализу связи зооморфизмов Кафки с бестиарными символами и образами в культуре и их трансформации.
Материалом исследования послужили новеллы Кафки, в которых главными героями являются животные: «Превращение», «Певица Жозефина, или Мышиный народ», «Исследования одной собаки», «Отчёт для академии», «Лабиринт».
Как и во многих произведениях мировой литературы, животный мир у Кафки выступает иносказательным зеркалом мира человеческого. В одних путём переноса характерных для человека свойств на животных («Певица Жозефина, или Мышиный народ», «Лабиринт», «Исследования одной собаки»), в других — в оппозиции человек-животное («Превращение», «Отчёт для академии»). В них раскрываются типичные для Кафки мотивы одиночества, отчуждения, страха, вины.
Реализация в зооморфных образах типичных для Кафки тем и мотивов связана в том числе с тем, что, как отмечал В. Беньямин, в произведениях Кафки животный мир представлен существами, живущими под землёй. В культуре эти животные имеют хтоническую природу и связанны с инфернальными силами. Кроме того, к данным образам обращаются с целью сатирического изображения человеческого бытия, воспроизведения отрицательных качеств характера. Если в мировой культуре образы этих животных чаще обладают негативной коннотацией, то у Кафки это проявляется только на внешнем уровне. Несмотря на то, что животные не утрачивают своей звериной сущности, они трансформируются в существ мыслящих, способных на творческую и интеллектуальную деятельность: поющая мышь Жозефина; Грегор Замза, который, превратившись в насекомое, наслаждается игрой своей сестры на скрипке, не утратил способность сопереживать, возвышается над противопоставленном ему мещанском, обывательским миром его семьи; собака — любопытное существо, с помощью образа которого поднимаются гносеологические проблемы; обезьяна способна интеллектуально возвыситься над своими сородичами, в тоже время благодаря её восприятию раскрываются человеческие недостатки. В связи с этим в бестиарии Кафки реализуются важные темы искусства, таланта, познания мира, свободы, а также человеческой жестокости по отношению к животным.
Таким образом, животный мир в творчестве Кафки служит для реализации особенности мировосприятия писателя, основных тем и мотивов его творчества. Несмотря на индивидуально-авторскую интерпретацию зооморфных образов, они обнаруживают связь с символикой, отражённой в европейской культуре. Если во многих произведениях литературы обращение к животному миру чаще обусловлено сатирическим изображением человеческой действительности, то у Кафки связано с экзистенциальными мотивами.
Материалом исследования послужили новеллы Кафки, в которых главными героями являются животные: «Превращение», «Певица Жозефина, или Мышиный народ», «Исследования одной собаки», «Отчёт для академии», «Лабиринт».
Как и во многих произведениях мировой литературы, животный мир у Кафки выступает иносказательным зеркалом мира человеческого. В одних путём переноса характерных для человека свойств на животных («Певица Жозефина, или Мышиный народ», «Лабиринт», «Исследования одной собаки»), в других — в оппозиции человек-животное («Превращение», «Отчёт для академии»). В них раскрываются типичные для Кафки мотивы одиночества, отчуждения, страха, вины.
Реализация в зооморфных образах типичных для Кафки тем и мотивов связана в том числе с тем, что, как отмечал В. Беньямин, в произведениях Кафки животный мир представлен существами, живущими под землёй. В культуре эти животные имеют хтоническую природу и связанны с инфернальными силами. Кроме того, к данным образам обращаются с целью сатирического изображения человеческого бытия, воспроизведения отрицательных качеств характера. Если в мировой культуре образы этих животных чаще обладают негативной коннотацией, то у Кафки это проявляется только на внешнем уровне. Несмотря на то, что животные не утрачивают своей звериной сущности, они трансформируются в существ мыслящих, способных на творческую и интеллектуальную деятельность: поющая мышь Жозефина; Грегор Замза, который, превратившись в насекомое, наслаждается игрой своей сестры на скрипке, не утратил способность сопереживать, возвышается над противопоставленном ему мещанском, обывательским миром его семьи; собака — любопытное существо, с помощью образа которого поднимаются гносеологические проблемы; обезьяна способна интеллектуально возвыситься над своими сородичами, в тоже время благодаря её восприятию раскрываются человеческие недостатки. В связи с этим в бестиарии Кафки реализуются важные темы искусства, таланта, познания мира, свободы, а также человеческой жестокости по отношению к животным.
Таким образом, животный мир в творчестве Кафки служит для реализации особенности мировосприятия писателя, основных тем и мотивов его творчества. Несмотря на индивидуально-авторскую интерпретацию зооморфных образов, они обнаруживают связь с символикой, отражённой в европейской культуре. Если во многих произведениях литературы обращение к животному миру чаще обусловлено сатирическим изображением человеческой действительности, то у Кафки связано с экзистенциальными мотивами.