Заговор графа Эссекса и тайна смуглой леди (об одной новелле Ю. Домбровского)
Юнона Сергеевна Драничникова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2017-04-19
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен анализу новеллы Ю. O. Домбровского «Смуглая леди сонетов». Основной задачей исследования является попытка определить границы между реальными историческими событиями и художественным вымыслом, а также проанализировать «индивидуальное прочтение и толкование» личности Шекспира в творчестве Домбровского на примере данного текста. Домбровский рассматривает великого драматурга в переломную эпоху: кризис в жизни Шекспира и кризис в политической системе Англии — исследуя, таким образом, проблему взаимодействия художника и мира, движущейся истории.
Тезисы
1. Посвященный Шекспиру цикл Ю. Домбровского «Смуглая леди» (1969) состоит из трех, созданных с большими интервалами, новелл. Первая, заглавная, рассматриваемая в докладе, написана в 1946 г., вторая — «Вторая по качеству кровать», о возвращении Шекспира домой после пожара в «Глобусе» и о его отношениях с женой — в 1956 г., третья — «Королевский рескрипт» о последних днях великого драматурга — в 1968 г. Тексты различаются как временем написанием, так и обстоятельствами создания, что безусловно не могло не отразиться на поэтике новелл.
2. Несмотря на скудность исторических фактов о жизни Шекспира, Ю. Домбровский с поразительной детальностью описывает события. При детальном рассмотрении текста возможно выяснить время действия «Смуглой леди» с точностью до дня: это 7-8 февраля 1601 г. При этом точная хронология новеллы, как и всего цикла, наполняется вымышленными эпизодами, соответствующими, однако, исторической реальности.
3. «Шекспировский вопрос» для Ю. Домбровского не существует, однако эпиграфы к новелле позволяют поставить вопрос о границах шекспировского мифа. Домбровского интересует Шекспир в кризисные моменты его жизни, совпадающими с переломной для Англии эпохой: начало нового столетия, рубеж веков, кризис Позднего Возрождения. Герой погружен в толщу социальной жизни, в повествовании много бытовых деталей. Однако многие вопросы остаются без ответа. В отличие от драмы Б. Шоу «Смуглая леди сонетов», Домбровский не стремится показать процесс создания произведения.
4. Ю. Домбровский предлагает индивидуальное толкование личности Шекспира, в котором отражаются его собственные поиски и размышления. Перед нами не просто исторические новеллы, но и психологическая проза ХХ века, выводящая на первый план Шекспира-человека.
2. Несмотря на скудность исторических фактов о жизни Шекспира, Ю. Домбровский с поразительной детальностью описывает события. При детальном рассмотрении текста возможно выяснить время действия «Смуглой леди» с точностью до дня: это 7-8 февраля 1601 г. При этом точная хронология новеллы, как и всего цикла, наполняется вымышленными эпизодами, соответствующими, однако, исторической реальности.
3. «Шекспировский вопрос» для Ю. Домбровского не существует, однако эпиграфы к новелле позволяют поставить вопрос о границах шекспировского мифа. Домбровского интересует Шекспир в кризисные моменты его жизни, совпадающими с переломной для Англии эпохой: начало нового столетия, рубеж веков, кризис Позднего Возрождения. Герой погружен в толщу социальной жизни, в повествовании много бытовых деталей. Однако многие вопросы остаются без ответа. В отличие от драмы Б. Шоу «Смуглая леди сонетов», Домбровский не стремится показать процесс создания произведения.
4. Ю. Домбровский предлагает индивидуальное толкование личности Шекспира, в котором отражаются его собственные поиски и размышления. Перед нами не просто исторические новеллы, но и психологическая проза ХХ века, выводящая на первый план Шекспира-человека.