Поэтика прозаического цикла А. И. Приставкина «Маленькие рассказы»
Александра Викторовна Козлова
Докладчик
студент 4 курса
Южно-Уральский государственный университет (НИУ)
Южно-Уральский государственный университет (НИУ)
188
2017-04-20
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе
рассматривается поэтика прозаического цикла А. И. Приставкина
«Маленькие рассказы» в единстве идейно-художественной философии и стилевых доминант.
Впервые исследуется природа авторского цикла, определяются способы и формы
циклизации идей. Исследуются два аспекта субъективного сознания (взрослого и
ребенка), создающие диалогическую
организацию прозы. Ассоциативный фон анализируется с точки зрения
внутритекстовых и внетекстовых сфер художественного мира. Уделяется внимание рамочному комплексу
цикла, придающему тексту характер завершенности и усиливающему его внутреннее
единство.
Тезисы
Природа
прозаического цикла А. И. Приставкина «Маленькие рассказы» как
системное явление малой прозы 50–60-х г. XX
в. интересна не только c точки зрения анализа содержания, но и c точки зрения
изучения поэтики. Ее своеобразие заключается в особом характере достоверности,
которое репрезентируется в прозаическом цикле Приставкина, благодаря введению
особого типа повествователя. Транслятором авторских мыслей и чувств в
«Маленьких рассказах» становится герой-рассказчик, являющийся моделирующим центром
цикла. От первого лица он повествует о суровой судьбе детей военного времени, о
простых людях, спасших из огня целое поколение.
«Маленькие
рассказы» — авторский цикл, первоначально опубликованный в журнале «Юность» за
1959 г. под названием «Трудное детство». Замена части заголовочного комплекса
связана c изменением концепции, в основу которой положена не оценочность, не
тематическое содержание текста, а его жанровая структура. Модификация называния
связана с идеей Приставкина — организовать философский подтекст и задать
циклизующий, эмоциональный, интертекстуальный камертон. Данная жанровая
номинация указывает еще и на организацию повествования: автор умышленно
акцентирует интонацию рассказывания, что создает эффект диалогичности
повествования: Приставкин доверяет читателям, позволяет им стать
«собеседниками» — участниками диалога c героем-рассказчиком.
Строгая
организованность речи, точные, скупо прописанные микросюжеты, нейтральные
номинативные заголовки, образ детдома, выступающий организатором монтажной
композиции, — все это лаконичные и простые приемы, которые одновременно
раскрывают содержание и сверхзадачу произведения на глубинном уровне. Это в
свою очередь говорит об универсальности циклообразующих связей и определяет
внешний уровень целостности текста.
В
прозаический цикл «Маленькие рассказы» входит 40 коротких рассказов, каждый из
которых имеет собственное заглавие и может рассматриваться в качестве
относительно самостоятельного произведения. Наличие общей рамы наиболее
отчетливо обнаруживает взаимосвязь всех составных частей, а также указывает на
их подчиненность единому замыслу. Таким образом, рассматривая поэтику
прозаического цикла, можно прийти к заключению о том, что «Маленькие рассказы»,
редко превышающие размером одну страницу, стали настоящей исповедью, правдивым
откровением о немыслимой боли, страданиях и испытаниях, выпавших на долю детей
военного времени. Каждая история — фактически «фотография», запечатлевшая
трагедию целого поколения. В малой прозе Приставкина возрастает «энергоемкость»
каждого из элементов структуры текста, это значит, что жанровые,
стилистические, ритмические, интонационные элементы работают системно и создают
единое художественное пространство прозаического цикла.