Постмодернистская концепция истории в романе Д. Делилло «Изнанка мира»
Клим Андреевич Токарев
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2017-04-21
13:30 -
13:50
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен анализу романа американского писателя Д. Делилло (род.1936, Delillo) «Изнанка мира» («Underworld»). Исследование
фокусируется на репрезентации исторического процесса в произведении и
рассматривает историю в контексте постмодернистской парадигмы. Выявляются
способы исторического повествования и их функции в романе.
Тезисы
Исследование раскрывает
исторический контекст романа «Изнанка мира» («Underworld») в рамках
постмодернистской парадигмы. Актуальность работы обусловлена интересом к
постмодернистской философской парадигме, применяемой к художественным
произведениям в целом и текстам, принадлежащим американской литературе второй
половины XX века, в частности. Цель исследования — определить, каким образом
история рассматривается в художественном произведении периода конца второй
половины XX в. Основными задачами являются выявление основных методов
рассмотрения истории в романе, анализ функции исторического контекста в
произведении и сопоставление художественных и современных научных методов
описания истории.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
— В романе 1997 г. «Изнанка мира» Делилло пытается создать летопись «скрытой истории», фокусируясь в произведении на событиях, которые не были отмечены в «официальной истории».
— Одними из существенных индикаторов истории являются бытовые предметы и «отбросы». Находясь за пределами «официальных» событий, отмеченных в летописи, они раскрывают историю в её бесконечном множестве различных аспектов.
— Существенным элементом исторического повествования является соединение вымысла и фактографического материала. Исторические явления, личности и события дополняется художественным нарративом для создания цельной картины избранного периода.
— Взаимодействие искусства и истории в контексте отношений вымысла и реальности также дополняет общее историческое повествование в произведении.
Роман «Изнанка мира» предлагает к рассмотрению «официальную историю», дополненную всевозможным материалом разной степени достоверности и реальности. В произведении 1997 года умещаются два историографических метода — построение исторического нарратива с помощью «заполнения» имеющихся пробелов и охват максимального количества материалов, определяющих историю. Вопрос объективности ставится автором на второй план, так как он, в отличие от историографа, рассматривает истинность в контексте художественного метода — история в его произведении служит установкам художественного замысла. Тем не менее в романе содержится вполне конкретный комментарий по поводу современной постмодернистской парадигмы и места истории в ней. Таким образом, история в романе «Изнанка мира» функционирует на нескольких уровнях, от художественного до философского.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
— В романе 1997 г. «Изнанка мира» Делилло пытается создать летопись «скрытой истории», фокусируясь в произведении на событиях, которые не были отмечены в «официальной истории».
— Одними из существенных индикаторов истории являются бытовые предметы и «отбросы». Находясь за пределами «официальных» событий, отмеченных в летописи, они раскрывают историю в её бесконечном множестве различных аспектов.
— Существенным элементом исторического повествования является соединение вымысла и фактографического материала. Исторические явления, личности и события дополняется художественным нарративом для создания цельной картины избранного периода.
— Взаимодействие искусства и истории в контексте отношений вымысла и реальности также дополняет общее историческое повествование в произведении.
Роман «Изнанка мира» предлагает к рассмотрению «официальную историю», дополненную всевозможным материалом разной степени достоверности и реальности. В произведении 1997 года умещаются два историографических метода — построение исторического нарратива с помощью «заполнения» имеющихся пробелов и охват максимального количества материалов, определяющих историю. Вопрос объективности ставится автором на второй план, так как он, в отличие от историографа, рассматривает истинность в контексте художественного метода — история в его произведении служит установкам художественного замысла. Тем не менее в романе содержится вполне конкретный комментарий по поводу современной постмодернистской парадигмы и места истории в ней. Таким образом, история в романе «Изнанка мира» функционирует на нескольких уровнях, от художественного до философского.