Литературная оценка Вергилия в «Сатириконе» Петрония
Анастасия Владимировна Павлова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215-A
2017-04-19
17:00 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
Предметом исследования является литературная критика в «Сатириконе», а именно оценка, которую Петроний выносит Вергилию, ставшему к моменту создания романа классиком и школьным автором. В тексте Петрония можно найти и многочисленные параллели и реминисценции из Вергилия, и легкую иронию над тем, что Вергилий является обязательным чтением, и признание Вергилия римским Гомером и образцом для подражания, и даже, возможно, критику и попытку состязаться с ним. Несмотря на неоднозначность, данная проблема была изучена очень фрагментарно и потому до сих пор представляет интерес для исследователей.
Тезисы
В романе «Сатирикон» важное место отведено литературе и
литературной критике. Среди авторов, которые безусловно важны для понимания
текста Петрония, одним из первых следует назвать Вергилия. О его величии и
литературном мастерстве говорит сам автор устами одного из персонажей (см. Sat.
118, 4-5). В комментариях (см., например, Schmeling, 2011) приводятся
многочисленные параллели и отсылки к их произведениям. Наряду с цитатами и
реминисценциями из Вергилия, в романе можно встретить и прямое указание на то,
что поэзия Вергилия является образцовой и обязательной для изучения, а сам
Вергилий сопоставим с Гомером (см. Sat. 118). С другой стороны, в тексте «Сатирикона»
можно увидеть и следы ироничного отношения к популярности Вергилия и
обязательности знакомства с его творчеством: в одной из сцен пира Тримальхиона «Энеиду»
цитирует хозяин (Sat. 39, 3), в другой — Вергилия читают актеры (Sat. 68, 6).
Творчество Вергилия оказывается важным также для анализа поэм, которые читает
Эвмолп: Troiae halosis и De bello civili. Первая из них повторяет содержание
второй книги «Энеиды», что позволяет некоторым исследователям видеть здесь
попытку состязаться с классиком (Sullivan, 1968). В случае с De bello civili,
как представляется, абсолютное большинство исследователей склонны
сосредоточиться на ее сходстве и различиях с «Фарсалией» Лукана. Однако если
соотносить поэму с предпосланным ей вступлением, то окажется, что альтернативой
чрезмерно риторичной поэзии, которую критикует автор, оказывается возвращение к
Вергилию. Таким образом, De bello civili должна была подразумевать и отсылки к
поэзии Вергилия. Но и здесь все оказывается сложнее, поскольку автор не следует
принятому за образец Вергилию в том, что сам называет существенным (например, в
разработке божественного плана в своей поэме).