«Дагерротипизм» и «псевдореализм»: из истории понятийного аппарата русской критики 1840-х гг.
188
2017-04-18
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
В докладе на материале
критических статей В. Г. Белинского и авторов его круга выдвигается
предположение о существовании в 1840-е гг. особой эстетической категории —
«дагерротипизм», а также рассматривается ее идейное и языковое соотношение с
понятием «псевдореализм». Подобный анализ позволяет проследить степень проницаемости
границ между эстетическими категориями / понятиями в начальный период развития
критики в России.
Тезисы
С начала 1840-х гг. в
связи с открытием, сделанным Луи Дагером в 1839 г., в критических статьях
распространилось определение «дагерротипный», которое широко использовалось для
характеристики писательской манеры тех или иных литераторов. Упоминания об этом
факте в научной литературе встречаются редко, при этом дагерротипизм никогда не
рассматривается как эстетическая категория (см. работы А. Г. Цейтлина, Ю. В.
Манна и др.). Между тем дагерротипизм располагается в одном ряду с такими
понятиями, как гений, талант, тип, (псевдо)реализм и т. д. Кроме того, слово
«дагерротипизм» обычно однозначно понимается исследователями как синоним
понятия «натурализм», или буквальное копирование действительности (см. работы О.
А. Богдановой). В действительности же сравнения литературных произведений с
дагерротипом могут иметь в критике как отрицательную, так и положительную
коннотации, в связи с чем значение понятия дагерротипизм нельзя признать
устойчивым и неизменным.
История понятий как отдельная область знания утвердилась во второй половине XX в. благодаря трудам Р. Козеллека, составителя «Словаря основных исторических понятий» (1972—1997). Опираясь на этот подход, мы рассматриваем понятия, распространенные в критической литературе 1830—40-х гг., в диахронном аспекте. Использование того или иного понятия возможно только с учетом его истории, комплекса смыслов, которые оно приобрело в ходе своего функционирования.
Подобный подход к материалу позволяет установить связи между различными, на первый взгляд, литературными явлениями. Анализ принадлежащих В. Г. Белинскому и авторам его круга высказываний о дагерротипной литературе показал, что описательный аппарат у критиков 1840-х гг. в значительной степени ограничен, в силу чего границы между эстетическими категориями оказываются подвижными, а иногда и вовсе исчезают. Утверждение категории дагерротипизм позволяет по-новому оценить такой литературный факт, как спор о «псевдореализме» (конец 1840-х гг.). Характеризуя идейную составляющую спора, исследователи (Богданова, А. В. Вдовин) не анализируют языковое выражение рассуждений о «псевдореализме». Так, неотмеченным остался тот факт, что в числе характерных черт этого направления П. В. Анненков, центральный участник полемики, называет страсть к механическому перечислению подробностей, при этом почти буквально воспроизводя распространенные у критиков в 1840-е гг. упреки в дагерротипизме, обращенные к тем или иным писателям.
В докладе показывается, как ставшие традиционными критические высказывания о дагерротипизме претерпевают качественные изменения и начинают употребляться в контексте рассуждений иного рода. Иными словами, они рассмотрены нами в качестве переходящего из текста в текст подвижного комплекса смыслов, в языковом отношении представляющего собой общее место.
История понятий как отдельная область знания утвердилась во второй половине XX в. благодаря трудам Р. Козеллека, составителя «Словаря основных исторических понятий» (1972—1997). Опираясь на этот подход, мы рассматриваем понятия, распространенные в критической литературе 1830—40-х гг., в диахронном аспекте. Использование того или иного понятия возможно только с учетом его истории, комплекса смыслов, которые оно приобрело в ходе своего функционирования.
Подобный подход к материалу позволяет установить связи между различными, на первый взгляд, литературными явлениями. Анализ принадлежащих В. Г. Белинскому и авторам его круга высказываний о дагерротипной литературе показал, что описательный аппарат у критиков 1840-х гг. в значительной степени ограничен, в силу чего границы между эстетическими категориями оказываются подвижными, а иногда и вовсе исчезают. Утверждение категории дагерротипизм позволяет по-новому оценить такой литературный факт, как спор о «псевдореализме» (конец 1840-х гг.). Характеризуя идейную составляющую спора, исследователи (Богданова, А. В. Вдовин) не анализируют языковое выражение рассуждений о «псевдореализме». Так, неотмеченным остался тот факт, что в числе характерных черт этого направления П. В. Анненков, центральный участник полемики, называет страсть к механическому перечислению подробностей, при этом почти буквально воспроизводя распространенные у критиков в 1840-е гг. упреки в дагерротипизме, обращенные к тем или иным писателям.
В докладе показывается, как ставшие традиционными критические высказывания о дагерротипизме претерпевают качественные изменения и начинают употребляться в контексте рассуждений иного рода. Иными словами, они рассмотрены нами в качестве переходящего из текста в текст подвижного комплекса смыслов, в языковом отношении представляющего собой общее место.