Многообразие персонажей и динамизм характеров в «Житии протопопа Аввакума»
Анастасия Павловна Котова
Докладчик
магистрант 1 курса
Вологодский государственный университет
Вологодский государственный университет
188
2017-04-18
11:40 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе применительно к системе персонажей анализируется тема многообразия
(«пестроты») и динамизма в «Житии протопопа Аввакума» в редакции А (1673 г.). Предпринимается попытка определения систематики персонажей. Доказывается, что тема многообразия
бытия раскрывается через изображение широкой социальной картины, отсутствие
четкой границы между положительными и отрицательными персонажами, упоминание в
тексте, помимо людей, бесов и ангелов. Тема динамизма реализуется в изображении
неоднозначных персонажей с изменчивыми характерами.
Тезисы
Одной из тем в «Житии
протопопа Аввакума» является тема многообразия («пестроты») и динамизма мира и
жизни (она заявлена автором еще при описании видения о кораблях). Она
раскрывается через разные уровни структуры текста: пространственно-временной,
сюжетный, персонажный и языковой.
Цель исследования — показать реализацию темы пестроты и динамизма мира на примере системы персонажей памятника, которая в данном аспекте в науке ранее не рассматривалась.
В работе анализируется текст редакции А (1673 г.).
В «Житии» рассказывается о реальных людях, с которыми Аввакум сталкивался на своем жизненном пути. Все они увидены глазами рассказчика и даны сквозь призму его сознания. Для Аввакума мир прежде всего «пестрый» (многообразный). Такое представление о мире повлияло на систему персонажей «Жития».
Многообразие мира раскрывается через:
1) изображение широкой социальной картины (в тексте присутствуют представители всех сословий: бояре и князья, начальники и воеводы, казаки, священники и монахи, слуги и др.);
2) упоминание и характеристику не только русских, но и иноземцев, которые, с одной стороны, изображены как враги (напр., татары и «башкирцы» хотят убить Аввакума и его спутников), а с другой — как обычные люди с присущими им общечеловеческими слабостями (благодаря «лести» Аввакума и его жены иноземцы отнеслись к путникам дружелюбно);
3) отсутствие четкой границы между положительными и отрицательными персонажами (старообрядцами — «никонианами»), поскольку есть промежуточные персонажи, которые либо находятся между этими группами, взаимодействуя с каждой из них (царь, Евдокия Кирилловна, дьякон Козьма и др.), либо не вписываются ни в одну из них, поскольку не имеют отношения к борьбе старообрядцев и «никониан» (бесноватые, скоморохи, начальники и др.);
4) изображение таких персонажей, как ангелы и бесы, которые в основном фигурируют в видениях и снах.
Мир и жизнь Аввакуму видятся не только многообразными, но и динамичными: под воздействием каких-либо обстоятельств (болезни, одержимости злым духом и т. п.) некоторые персонажи способны менять свое поведение и морально-нравственные установки. Их можно отнести к отдельной группе неоднозначных персонажей (Афанасий Пашков, Евдокия Кирилловна, Ефимей Стефанович, дьякон Козьма и др.). Напр., Пашков, жестокий человек, под воздействием обстоятельств (когда его наказывают высшие силы за неправедные дела) оказывается совестливым страдальцем (плачет, просит прощения, признает свою неправоту).
Таким образом, тема многообразия и динамизма бытия раскрывается через изображение широкой социальной картины, отсутствие четкой границы между положительными и отрицательными персонажами, наличие неоднозначных персонажей с изменчивыми характерами.
Цель исследования — показать реализацию темы пестроты и динамизма мира на примере системы персонажей памятника, которая в данном аспекте в науке ранее не рассматривалась.
В работе анализируется текст редакции А (1673 г.).
В «Житии» рассказывается о реальных людях, с которыми Аввакум сталкивался на своем жизненном пути. Все они увидены глазами рассказчика и даны сквозь призму его сознания. Для Аввакума мир прежде всего «пестрый» (многообразный). Такое представление о мире повлияло на систему персонажей «Жития».
Многообразие мира раскрывается через:
1) изображение широкой социальной картины (в тексте присутствуют представители всех сословий: бояре и князья, начальники и воеводы, казаки, священники и монахи, слуги и др.);
2) упоминание и характеристику не только русских, но и иноземцев, которые, с одной стороны, изображены как враги (напр., татары и «башкирцы» хотят убить Аввакума и его спутников), а с другой — как обычные люди с присущими им общечеловеческими слабостями (благодаря «лести» Аввакума и его жены иноземцы отнеслись к путникам дружелюбно);
3) отсутствие четкой границы между положительными и отрицательными персонажами (старообрядцами — «никонианами»), поскольку есть промежуточные персонажи, которые либо находятся между этими группами, взаимодействуя с каждой из них (царь, Евдокия Кирилловна, дьякон Козьма и др.), либо не вписываются ни в одну из них, поскольку не имеют отношения к борьбе старообрядцев и «никониан» (бесноватые, скоморохи, начальники и др.);
4) изображение таких персонажей, как ангелы и бесы, которые в основном фигурируют в видениях и снах.
Мир и жизнь Аввакуму видятся не только многообразными, но и динамичными: под воздействием каких-либо обстоятельств (болезни, одержимости злым духом и т. п.) некоторые персонажи способны менять свое поведение и морально-нравственные установки. Их можно отнести к отдельной группе неоднозначных персонажей (Афанасий Пашков, Евдокия Кирилловна, Ефимей Стефанович, дьякон Козьма и др.). Напр., Пашков, жестокий человек, под воздействием обстоятельств (когда его наказывают высшие силы за неправедные дела) оказывается совестливым страдальцем (плачет, просит прощения, признает свою неправоту).
Таким образом, тема многообразия и динамизма бытия раскрывается через изображение широкой социальной картины, отсутствие четкой границы между положительными и отрицательными персонажами, наличие неоднозначных персонажей с изменчивыми характерами.