Стратегии выражения критики в академических рецензиях советского и постсоветского периодов (на материале рецензий журнала «Вопросы языкознания»)
Алиса Владимировна Крюкова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
184
2017-04-19
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
В работе рассматриваются рецензии советского (1980-е гг.) и постсоветского периодов (2010-е гг.), опубликованные в ведущем лингвистическом журнале «Вопросы языкознания». Предметом исследования стали способы выражения критики в рецензиях разного времени. Результаты сопоставления
показывают, что изменение произошло как в общем количестве критики, так и в усилении
негативной оценки: и того, и другого больше в современных рецензиях. Также изменилась частотность
использования различных смягчающих тактик, но и в тот, и в другой период большинство
критических замечаний высказывается косвенно.
Тезисы
Интерес к изучению рецензий с лингвистической
точки зрения зародился в 1980–1990-е гг. в рамках появившейся в то время новой
области исследований — «академического английского» (English for academic purposes).
В настоящее время анализ рецензий включает описание их структурных и
содержательных характеристик, а также сравнение рецензий, принадлежащих к
различным областям знаний, культурно-языковым сообществам и временным периодам.
В работе рассматриваются рецензии советского (1980-е гг.) и постсоветского периодов (2010-е гг.); на основании изучения этих текстов предпринимается попытка выявить возможные изменения в традициях русскоязычного научного сообщества. Основные задачи работы можно сформулировать следующим образом: 1) на основании изучения существующих методик анализа академических рецензий выработать методику собственного исследования; 2) отобрать материал для исследования, изучить его и провести сопоставление рецензий двух периодов.
В качестве материала были отобраны рецензии из журнала «Вопросы языкознания» как одного из самых авторитетных русскоязычных изданий в области лингвистики. Для достижения максимальной однородности исследуемого материала были использованы только рецензии на монографии, где автор и рецензент относятся к одному научному (советскому или российскому) сообществу.
После выбора рецензий и фиксирования в них всех случаев выражения критики рецензии были проанализированы по нескольким параметрам: (а) соотношение критической части рецензии и остального текста, (б) объект негативной оценки в каждом критическом акте, (в) тактики смягчения и усиления оценки, используемые рецензентом.
Результаты сопоставления рецензий двух периодов показывают, что в целом в 2010-е гг. встречается больше критики, чем в 1980-е гг., при этом чаще происходит усиление отрицательной оценки. Произошло также некоторое изменение в частотности использования различных смягчающих тактик, в то время как частотность использования средств усиления оценки не претерпела значительных изменений. Кроме того, несмотря на то что уровень смягчения оценки в 2010-е гг. немного ниже, чем в 1980-е, и в тот, и в другой период большинство критических актов высказывается косвенно. В докладе также представлена классификация объектов критики и тактик смягчения отрицательной оценки, обнаруженных в рецензиях сопоставляемых периодов.
В работе рассматриваются рецензии советского (1980-е гг.) и постсоветского периодов (2010-е гг.); на основании изучения этих текстов предпринимается попытка выявить возможные изменения в традициях русскоязычного научного сообщества. Основные задачи работы можно сформулировать следующим образом: 1) на основании изучения существующих методик анализа академических рецензий выработать методику собственного исследования; 2) отобрать материал для исследования, изучить его и провести сопоставление рецензий двух периодов.
В качестве материала были отобраны рецензии из журнала «Вопросы языкознания» как одного из самых авторитетных русскоязычных изданий в области лингвистики. Для достижения максимальной однородности исследуемого материала были использованы только рецензии на монографии, где автор и рецензент относятся к одному научному (советскому или российскому) сообществу.
После выбора рецензий и фиксирования в них всех случаев выражения критики рецензии были проанализированы по нескольким параметрам: (а) соотношение критической части рецензии и остального текста, (б) объект негативной оценки в каждом критическом акте, (в) тактики смягчения и усиления оценки, используемые рецензентом.
Результаты сопоставления рецензий двух периодов показывают, что в целом в 2010-е гг. встречается больше критики, чем в 1980-е гг., при этом чаще происходит усиление отрицательной оценки. Произошло также некоторое изменение в частотности использования различных смягчающих тактик, в то время как частотность использования средств усиления оценки не претерпела значительных изменений. Кроме того, несмотря на то что уровень смягчения оценки в 2010-е гг. немного ниже, чем в 1980-е, и в тот, и в другой период большинство критических актов высказывается косвенно. В докладе также представлена классификация объектов критики и тактик смягчения отрицательной оценки, обнаруженных в рецензиях сопоставляемых периодов.