Влияние формально-грамматических показателей на оценку перцептивной модальности лексических единиц (на материале русских глаголов)
Анна Андреевна Хохлова
Докладчик
студент 3 курса
Томский государственный университет
Томский государственный университет
184
2017-04-20
15:50 -
16:10
Ключевые слова, аннотация
В ходе исследования создается
психолингвистическая база данных на материале русских глаголов, содержащая
оценку степени связи единиц со зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом.
Проверяется гипотеза о том, что формальные показатели (приставка, суффикс,
постфикс) влияют на оценку. Кроме того, предполагается наличие корреляции между оценкой и значением слова. Для проверки гипотезы проводится анкетирование с использованием метода шкалирования, результаты которого будут проанализированы статистическими методами.
Тезисы
Данное исследование предполагает целью создание
психолингвистической базы
данных по
русским глаголам, которая отражает субъективную оценку перцептивной модальности
(зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Проверяется гипотеза о том, что
формально-грамматические показатели (а именно приставка, суффикс, постфикс)
и связанные с ними категории вида и возвратности влияют на восприятие
лексических единиц.
На материале Национального корпуса русского языка создана база данных, содержащая 624 глагола девяти лексико-семантических групп. Выделено 156 гнезд, содержащих однокоренные глаголы со следующими характеристиками: 1. глагол несовершенного вида (без приставки, видообразовательного суффикса, постфикса); 2. глагол совершенного вида (с приставкой, без видообразовательного суффикса, без постфикса); 3. глагол несовершенного вида (с приставкой, суффиксом, без постфикса); 4. возвратный глагол.
На основе созданной базы данных будут составлены анкеты для проведения опроса с целью выявления оценки перцептивной модальности единиц. Для получения количественных данных планируется использовать психолингвистический метод шкалирования (шкала Ликерта). Испытуемым будет предложено оценить связь единицы с одной из перцептивных модальностей, например, насколько глагол бежать связан со зрением (по шкале от 1 до 7).
Полученные числовые данные будут проанализированы с использованием статистических методов с целью выявления корреляций и зависимостей, подтверждающих или опровергающих поставленную гипотезу. Предполагаются следующие результаты: несовершенный вид без приставки (самая низкая оценка) — несовершенный вид с приставкой (более высокая оценка) —совершенный вид с приставкой и/или постфиксом -ся (самая высокая оценка). Вероятно также наличие зависимости между оценками и лексико-семантическими группами. Так, ожидается, что глаголы движения получат более высокую оценку, чем глаголы мыслительной деятельности.
На материале Национального корпуса русского языка создана база данных, содержащая 624 глагола девяти лексико-семантических групп. Выделено 156 гнезд, содержащих однокоренные глаголы со следующими характеристиками: 1. глагол несовершенного вида (без приставки, видообразовательного суффикса, постфикса); 2. глагол совершенного вида (с приставкой, без видообразовательного суффикса, без постфикса); 3. глагол несовершенного вида (с приставкой, суффиксом, без постфикса); 4. возвратный глагол.
На основе созданной базы данных будут составлены анкеты для проведения опроса с целью выявления оценки перцептивной модальности единиц. Для получения количественных данных планируется использовать психолингвистический метод шкалирования (шкала Ликерта). Испытуемым будет предложено оценить связь единицы с одной из перцептивных модальностей, например, насколько глагол бежать связан со зрением (по шкале от 1 до 7).
Полученные числовые данные будут проанализированы с использованием статистических методов с целью выявления корреляций и зависимостей, подтверждающих или опровергающих поставленную гипотезу. Предполагаются следующие результаты: несовершенный вид без приставки (самая низкая оценка) — несовершенный вид с приставкой (более высокая оценка) —совершенный вид с приставкой и/или постфиксом -ся (самая высокая оценка). Вероятно также наличие зависимости между оценками и лексико-семантическими группами. Так, ожидается, что глаголы движения получат более высокую оценку, чем глаголы мыслительной деятельности.