Солярные образы в природном мире старших символистов
Екатерина Михайловна Арефьева
Докладчик
магистрант 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
201
2017-04-19
11:40 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен образу солнца как одному из центральных элементов природного мира в творчестве старших символистов. В докладе рассматривается, как образуется общая
солярная традиция и какие семантические звенья входят в данную систему. Внимание
уделяется следующим аналогиям: солнце — смерть,
солнце — власть, солнце — сердце.
Тезисы
В «трансцендентальной», по выражению Л. А.
Колобаевой, поэзии символистов неминуемо
обозначились образы природы как знаменующие тайны вселенной и мир сверхопыта,
находящиеся за их видимой оболочкой. Это ноуменальные образы, которые наряду с
представлениями о человеческой и божественной сущностях, категориях истины и
красоты становятся главными в структуре символического целого вместе с
мистическим переживанием лирического «я».
Образы природы являются высшими сущностями, которые имеют с поэтом (так как именно поэт в процессе творчества, посредством искусства может приблизиться к высшей сущности) некие скрытые связи, ощущаемые им на интуитивном уровне. Между природным образом и его интерпретацией (самим поэтом) находится авторский процесс угадывания намека, переживание символа, исследование которых требует внимательного анализа природных образов как лейтмотивных, т. е. рассмотрения в контексте всего творчества поэта-символиста.
В этом направлении анализируются солярные образы, среди которых выделяются, в частности, следующие:
1) солнце как символ и спутник смерти;
2) антропоморфные мотивы образа солнца в аналогии «солнце — власть»;
3) связь образов солнца и сердца.
В задачи исследования входят:
1) рассмотрение солярных образов в поэтическом творчестве Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуба, К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова;
2) выявление межпоэтических связей на основе реминисценций, скрытых отсылок и общности подходов к созданию образов;
3) выявление общей солярной традиции.
При комплексном изучении образных систем представителей старшего символизма прослеживаются общие идеи в формировании солярных образов, межпоэтические связи, обнаруживается общее поле мотивов, значимых для данной литературной группы и активно ими используемых.
Образы природы являются высшими сущностями, которые имеют с поэтом (так как именно поэт в процессе творчества, посредством искусства может приблизиться к высшей сущности) некие скрытые связи, ощущаемые им на интуитивном уровне. Между природным образом и его интерпретацией (самим поэтом) находится авторский процесс угадывания намека, переживание символа, исследование которых требует внимательного анализа природных образов как лейтмотивных, т. е. рассмотрения в контексте всего творчества поэта-символиста.
В этом направлении анализируются солярные образы, среди которых выделяются, в частности, следующие:
1) солнце как символ и спутник смерти;
2) антропоморфные мотивы образа солнца в аналогии «солнце — власть»;
3) связь образов солнца и сердца.
В задачи исследования входят:
1) рассмотрение солярных образов в поэтическом творчестве Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуба, К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова;
2) выявление межпоэтических связей на основе реминисценций, скрытых отсылок и общности подходов к созданию образов;
3) выявление общей солярной традиции.
При комплексном изучении образных систем представителей старшего символизма прослеживаются общие идеи в формировании солярных образов, межпоэтические связи, обнаруживается общее поле мотивов, значимых для данной литературной группы и активно ими используемых.