Несобственно-прямая речь в рассказе Ю. П. Казакова «Ночлег»
Юйчань Ли
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2017-04-20
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен структурной и
стилистической специфике несобственно-прямой речи в рассказе Юрия Казакова «Ночлег», а также
функциям данного способа передачи речи персонажа. В докладе основное внимание уделяется позиции нарратора, способу передачи точки
зрения, исследуется влияние специфики точки зрения на специфику
несобственно-прямой речи.
Тезисы
Несобственно-прямая речь
(НПР) — вид текстовой интерференции — соединение речи нарратора и персонажа,
способ передачи чужой речи в нарративе. При наличии НПР повествование ведёт нарратор,
но, по словам Н. Ю. Шведовой, «общее содержание высказывания, его модальность, подбор лексики,
словоупотребление, временной план переносятся в субъектное поле речи и мышления
героя». НПР -— сложная
синтаксическая структура, которая соединяет в
себе конструкцию прямой и косвенной речи. Высказывание представляется
производящимся от лица нарратора, не маркируется ни знаками
препинания, ни вводящими словами. Перемещение точки зрения с нарраториального
полюса на персональный определяется как образуемый внешними и внутренними
факторами узел условий, влияющих на восприятие и передачу происшествий (В. Шмид). Наличие в тексте произведения этого способа повествования расширяет
повествовательные рамки произведения, усиливает его эмоциональное воздействие.
НПР — распространённый в
современных художественных произведениях способ повествования. Иноязычные
читатели не всегда выявляют в тексте структуры НПР, при наличии НПР с трудом
воспринимают текст, не вычленяют в тексте нарратора текст персонажа. Произведения
Юрия Казакова крайне мало рассматривались с точки зрения нарратологии. Задачами
данного сообщения определены необходимость выяснить соотношение НПР и других форм передачи «чужой» речи в тексте, выявить и описать
семантические, структурные и функциональные особенности НПР в рассказах Ю. Казакова.
Рассказ «Ночлег» ведётся
от третьего лица. Главная повествовательная инстанция — повествователь, ведущий повествование через
фокализатора — главного персонажа. Все случаи несобственно-прямой речи
принадлежат одному главному персонажу. Голос персонажа активно выделяется на
фоне нейтрального повествования нарратора. Это вносит в повествование элементы
субъективности, эмоциональности и придаёт повествованию явно выраженную
стилистическую окраску.
Функции НПР в рассказе
«Ночлег»:
1. глубокое раскрытие внутреннего состояния персонажа: чувствительности, доброты, душевной силы, скрытых за его неуверенным поведением и невзрачной внешностью;
2. сокращение дистанции между читателем и героем;
3. выражение симпатии к персонажу и привлечение к нему симпатии читателей. Нарратор не акцентирует свое отношение к персонажам, но, отдавая право голоса Никите, открывая его внутренний мир, он демонстрирует свое расположение к данному персонажу.
1. глубокое раскрытие внутреннего состояния персонажа: чувствительности, доброты, душевной силы, скрытых за его неуверенным поведением и невзрачной внешностью;
2. сокращение дистанции между читателем и героем;
3. выражение симпатии к персонажу и привлечение к нему симпатии читателей. Нарратор не акцентирует свое отношение к персонажам, но, отдавая право голоса Никите, открывая его внутренний мир, он демонстрирует свое расположение к данному персонажу.