О «контроле качества» устной речи со стороны говорящего
Юлия Олеговна Завадская
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
114
2017-04-19
16:50 -
17:10
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен
рассмотрению такой
особенности устной
спонтанной речи, как оговорка — непроизвольная
речевая ошибка; слово, фраза, ошибочно сказанные вместо других. Изучение таких речевых
сбоев позволяет охарактеризовать своеобразный «контроль
качества» речи, который осуществляет
говорящий. Исследование выполнено на материале пользовательского подкорпуса на базе Звукового
корпуса русского языка «Один речевой день» (100 контекстов).
Анализ этого материала
выявил различные типы
оговорок, а также реакций
говорящего на речевой сбой.
Тезисы
Основной
чертой устной спонтанной речи, отличающей ее от кодифицированного литературно-письменного
языка, является ее неподготовленность: человек вынужден планировать и произносить высказывания в режиме реального времени. В связи с этим в устном тексте обнаруживаются некоторые специфические структурные
элементы: заполненные паузы
хезитации, дискурсивные
маркеры разного типа, обрывы слов, оговорки и т. п. Именно на материале оговорок — непроизвольных речевых ошибок; слов, фраз, сказанных вместо других, нужных, — было предпринято изучение возможных способов «выхода» говорящего из неудачи при речепорождении, какой, по сути, и является оговорка. Именно в
ходе такого «выхода» говорящий и осуществляет чаще всего «контроль качества»
своей речи.
Исследование проведено на материале корпуса повседневной русской речи «Один речевой день» (ОРД), который собирается по методике непрерывного мониторинга речи и фиксирует естественную речь носителей русского языка. Пользовательский подкорпус исследования на данный момент включает 100 контекстов. На этом материале были проанализированы реакции говорящего на оговорку (заметил и исправил; заметил, но не исправил; не заметил) и способы «выхода» из «точки сбоя».
О наличии «контроля качества» устной речи свидетельствует тот факт, что подавляющее большинство оговорок (80 %) оказалось не только замеченными, но и исправленными говорящими, ср.:
1) может там кр... крылт... крылчатый ?
2) такая вот банальч... банальщина.
В ряде случаев оговорку исправляет не сам говорящий, а его собеседник, что свидетельствует о внимании обоих участников коммуникации к качеству речи:
3) ой / а ягодка опять этого / от фы... фы... как он ? # физалис (# — смена говорящих).
Иногда говорящие не ограничиваются простым повтором оборванного слова, но и рефлексируют по поводу оговорки, вставляя в свою речь метакоммуникативы, неречевые звуки, паузы хезитации и т. п. В примере (4) представлен полный «набор» таких реакций (подчеркнуты).
4) там у меня последний это остался () гема... (э...э) (э...э) (э...э) *П гемагло... ой / ё‑моё ! *П глибомет // *П с этим () глибомет / полторы таблетки выпил.
Количественный анализ материала позволил сделать предварительные выводы о частотности различных типов реакций на оговорку. Так, из 80 % исправленных оговорок лишь 30 % сопровождаются какими-либо вербализованными реакциями говорящего, которые свидетельствуют о его повышенном внимании к речи. Вероятно, для большинства говорящих оговорка не представляет собой «события» при речепорождении, требующего какого-то внимания: они исправляют ее и продвигают коммуникацию. В дальнейшем любопытно было бы проследить, какие группы говорящих (гендерные, возрастные, профессиональные и т. д.) больше заботятся о качестве своей устной речи.
Исследование проведено на материале корпуса повседневной русской речи «Один речевой день» (ОРД), который собирается по методике непрерывного мониторинга речи и фиксирует естественную речь носителей русского языка. Пользовательский подкорпус исследования на данный момент включает 100 контекстов. На этом материале были проанализированы реакции говорящего на оговорку (заметил и исправил; заметил, но не исправил; не заметил) и способы «выхода» из «точки сбоя».
О наличии «контроля качества» устной речи свидетельствует тот факт, что подавляющее большинство оговорок (80 %) оказалось не только замеченными, но и исправленными говорящими, ср.:
1) может там кр... крылт... крылчатый ?
2) такая вот банальч... банальщина.
В ряде случаев оговорку исправляет не сам говорящий, а его собеседник, что свидетельствует о внимании обоих участников коммуникации к качеству речи:
3) ой / а ягодка опять этого / от фы... фы... как он ? # физалис (# — смена говорящих).
Иногда говорящие не ограничиваются простым повтором оборванного слова, но и рефлексируют по поводу оговорки, вставляя в свою речь метакоммуникативы, неречевые звуки, паузы хезитации и т. п. В примере (4) представлен полный «набор» таких реакций (подчеркнуты).
4) там у меня последний это остался () гема... (э...э) (э...э) (э...э) *П гемагло... ой / ё‑моё ! *П глибомет // *П с этим () глибомет / полторы таблетки выпил.
Количественный анализ материала позволил сделать предварительные выводы о частотности различных типов реакций на оговорку. Так, из 80 % исправленных оговорок лишь 30 % сопровождаются какими-либо вербализованными реакциями говорящего, которые свидетельствуют о его повышенном внимании к речи. Вероятно, для большинства говорящих оговорка не представляет собой «события» при речепорождении, требующего какого-то внимания: они исправляют ее и продвигают коммуникацию. В дальнейшем любопытно было бы проследить, какие группы говорящих (гендерные, возрастные, профессиональные и т. д.) больше заботятся о качестве своей устной речи.