Стиль и нарратив в американском «фильме нуар» (1941–1955)
Касым Орозбаев
Докладчик
аспирант
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
129
2017-04-19
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
В начале 1940-х гг. в рамках голливудского жанра криминальной драмы начал формироваться яркий визуальный стиль, который позже получил название «фильм нуар». Однако помимо характерной визуальной составляющей (контрастная черно-белая картинка, глубокие тени, экстремальные углы съемки) «фильм нуар» обладает также определенным сюжетным каноном, базирующемся на традиции американского «крутого детектива» (hard-boiled fiction). Доклад призван в краткой форме описать взаимоотношения стилевой сущности «фильма нуар» и его нарративной составляющей.
Тезисы
В докладе освещены следующие стороны в американском
криминальном кино 1940-х — 1950-х гг. («фильм нуар»):
— Определение визуальных источников стиля «нуар» (кинематограф Веймарской республики).
— Определение литературных источников «фильма нуар» (американский «крутой детектив» — Р. Чандлер, Д. Хэммет, К. Вулрич, Дж. Кейн).
— Краткий анализ визуальных особенностей «фильма нуар»:
— Определение визуальных источников стиля «нуар» (кинематограф Веймарской республики).
— Определение литературных источников «фильма нуар» (американский «крутой детектив» — Р. Чандлер, Д. Хэммет, К. Вулрич, Дж. Кейн).
— Краткий анализ визуальных особенностей «фильма нуар»:
— контрастное черно-белое изображение;— Краткий анализ сюжетных особенностей:
— высокая глубина резкости (персонаж не выделяется фокусом, а наоборот, вписывается в мир вещей);
— глубокие тени и световые провалы;
— наличие большого количества воды (дождь, лужи, реки, водоемы, океан);
— геометризация пространства (жалюзи, узкие коридоры, «асфальтовые джунгли»);
— дым, туман, смог.
— мужчина-одиночка (частный детектив, коррумпированный полицейский, вор, душевнобольной);— Анализ процесса разрушения нарратива посредством стиля:
— фигура роковой-женщины;
— отстраненная манера повествования;
— медленное нарастание напряжения, отсутствие активных действий;
— избыточность сюжетов, большое количество деталей, не относящихся к истории, зачастую нелогичность и парадоксальность сюжета.
— Обладая яркой визуальностью, «фильм нуар» постепенно превратился в стилизацию. В массовой культуре произошла полная «приватизация» литературной традиции «крутого» детектива визуальностью «нуара». Невозможно, читая о частном детективе в Нью-Йорке сороковых, не представлять себе картинку из классических «нуаров».
— Случай фильма Ховарда Хоукса «Глубокий сон» — в процессе съемок одного из самых важных и популярных «нуаров» выяснилось, что в сценарии есть несколько взаимоисключающих и тупиковых линий и мотивировок. Причина — перегрузка сценария деталями и линиями, работающими исключительно на визуальную часть — в ущерб сюжету.
— Архетипичность персонажей. Невозможность выхода персонажа за рамки своей функции.
— Однотипность, серийность «фильма нуар».