Психоэмоциональные реакции при восприятии речевых манипуляций в политических текстах
Анастасия Алексеевна Ожерельева
Докладчик
студент 4 курса
Новосибирский государственный университет
Новосибирский государственный университет
184
2017-04-20
18:00 -
18:20
Ключевые слова, аннотация
Имплицитно исследуется феномен психоэмоциональной реакции читателей на речевые манипуляции в текстах новостных статей. Методы исследования: интент-анализ, методика регистрации движений глаз, ассоциативный тест и семантический дифференциал. Рассматриваются результаты
оценки прямого показателя привлечения визуального внимания к стимулу, а также ассоциативные и оценочные отклики
респондентов на понятия, связанные с содержанием предложенных стимулов. В
результате сделано предположение о зависимости между продолжительностью
восприятия текстов и ассоциативным откликом участников.
Тезисы
Знания, получаемые из средств массовой
информации (СМИ), играют значительную роль в жизни людей. Политика СМИ допускает
использование речевых средств, имплицитно воздействующих на адресата
(манипуляций). В связи с этим возникает необходимость проверки достоверности
предлагаемой информации.
Объект исследования — языковые средства имплицитного воздействия на общественное сознание. Предмет — результат оценки профиля сканирования (прямого показателя привлечения визуального внимания к стимулу), а также ассоциативные и оценочные отклики респондентов при восприятии текстов СМИ. Цель: выявить речевые манипуляции в текстах новостных статей и исследовать показатели результатов оценки профиля сканирования, ассоциативных и оценочных реакций человека, воспринимающего текст СМИ.
Мы предположили, что: 1) продолжительность визуального восприятия текстов, содержащих речевые манипуляции (манипулятивных), не превышает продолжительность восприятия аналогичных по величине текстов, не содержащих речевых манипуляций (нейтральных); 2) ассоциативная реакция (результат ассоциативного теста, или АТ) на манипулятивные тексты, в отличие от реакции на нейтральные тексты, будет эмоционально окрашенной; 3) оценочная реакция (результат семантического дифференциала, или СД) будет совпадать с ассоциативной по эмоциональной окраске вне зависимости от воспринятого текста.
Мы использовали метод интент-анализа для выбора текстов статей новостного портала http://www.bbc.co.uk/russian, содержащих, согласно результатам исследований предыдущих лет, способы речевого манипулирования.
Следующим шагом было составление презентации из 25 слайдов, тексты 15 из которых содержали манипулятивные приёмы, а 10 — не содержали. Последние были взяты с интернет-портала http://tvkultura.ru/news. В эксперименте принимали участие 40 испытуемых в возрасте от 18 до 23 лет.
Исходя из полученных по проведении эксперимента результатов, мы сделали следующие выводы:
1. Преобладают нейтральные ассоциации на стимулы из эмоционально не окрашенных текстов непосредственно после их прочтения респондентами при однозначно положительном оценочном отклике.
2. Оценочный отклик не совпадает с ассоциативным по эмоциональной окраске; различие между ассоциативным и оценочным откликами проявляется сильнее после восприятия манипулятивных текстов.
3. Существенная разница между продолжительностью восприятия манипулятивных и нейтральных текстов отсутствует. Отсюда возникает предположение, что может существовать зависимость между продолжительностью восприятия текстов, содержащих речевые манипуляции, и их влиянием на респондента, выраженном в различии между ассоциативным и оценочным откликами.
В перспективе работа может быть продолжена для проверки предположения о зависимости ассоциативного отклика от времени восприятия манипулятивных текстов.
Объект исследования — языковые средства имплицитного воздействия на общественное сознание. Предмет — результат оценки профиля сканирования (прямого показателя привлечения визуального внимания к стимулу), а также ассоциативные и оценочные отклики респондентов при восприятии текстов СМИ. Цель: выявить речевые манипуляции в текстах новостных статей и исследовать показатели результатов оценки профиля сканирования, ассоциативных и оценочных реакций человека, воспринимающего текст СМИ.
Мы предположили, что: 1) продолжительность визуального восприятия текстов, содержащих речевые манипуляции (манипулятивных), не превышает продолжительность восприятия аналогичных по величине текстов, не содержащих речевых манипуляций (нейтральных); 2) ассоциативная реакция (результат ассоциативного теста, или АТ) на манипулятивные тексты, в отличие от реакции на нейтральные тексты, будет эмоционально окрашенной; 3) оценочная реакция (результат семантического дифференциала, или СД) будет совпадать с ассоциативной по эмоциональной окраске вне зависимости от воспринятого текста.
Мы использовали метод интент-анализа для выбора текстов статей новостного портала http://www.bbc.co.uk/russian, содержащих, согласно результатам исследований предыдущих лет, способы речевого манипулирования.
Следующим шагом было составление презентации из 25 слайдов, тексты 15 из которых содержали манипулятивные приёмы, а 10 — не содержали. Последние были взяты с интернет-портала http://tvkultura.ru/news. В эксперименте принимали участие 40 испытуемых в возрасте от 18 до 23 лет.
Исходя из полученных по проведении эксперимента результатов, мы сделали следующие выводы:
1. Преобладают нейтральные ассоциации на стимулы из эмоционально не окрашенных текстов непосредственно после их прочтения респондентами при однозначно положительном оценочном отклике.
2. Оценочный отклик не совпадает с ассоциативным по эмоциональной окраске; различие между ассоциативным и оценочным откликами проявляется сильнее после восприятия манипулятивных текстов.
3. Существенная разница между продолжительностью восприятия манипулятивных и нейтральных текстов отсутствует. Отсюда возникает предположение, что может существовать зависимость между продолжительностью восприятия текстов, содержащих речевые манипуляции, и их влиянием на респондента, выраженном в различии между ассоциативным и оценочным откликами.
В перспективе работа может быть продолжена для проверки предположения о зависимости ассоциативного отклика от времени восприятия манипулятивных текстов.