XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Движение литературы»: сборник литературно-критических статей И. Б. Роднянской как художественное целое

Елизавета Михайловна Зенова
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

188
2017-04-20
18:30 - 18:50

Ключевые слова, аннотация

В литературно-критическом сборнике И. Б. Роднянской «Движение литературы» образуется своеобразная вторая реальность, эстетический идеал критика, русская словесность XIX–XXI вв. Художественное единство книги обеспечивается эстетической целостностью, повествованием об органическом развитии литературы, изобразительным началом, наличием двух сюжетных линий. Сосредотачиваясь на проблемах истории и теории литературы, критик провозглашает собственный подход: на пересечении филологии и эссеистического письма о ней с пристальным вниманием к личностям творцов и ключевым онтологическим категориям.

Тезисы

«Не зяблик», «Удивительные приключения рыбы-лоцмана», «Карманный оракул», «Клудж» — вот лишь несколько названий книг, авторами которых являются литературные критики. Издания такого типа объединяют принадлежность к литературе нон-фикшн и сходная творческая судьба: созданию книги предшествовало написание критиком серии статей для периодических средств массовой информации. По мнению большинства ученых, книга, объединяющая эссе, рецензии, статьи, вправе называться новым жанром литературной критики. Возникает вопрос о рациональности рассмотрения книги литературного критика как жанровой формы, для которой характерно помимо внутренней общности наличие художественного единства. С целью проследить за тем, какими средствами собрание критических статей обретает свойство завершенности и осуществления замысла художника, на материале книги И. Б. Роднянской «Движение литературы» будет проанализирован образ автора, выявлена логика композиционной организации текстов, а также будут определены условия, благодаря которым сборник переходит в статус художественного целого. Благодаря системе лейтмотивов, к которым можно отнести, например, частотное упоминание В. Г. Белинского и В. С. Соловьева, апеллирование к работам представителей «формальной школы», возникает единство разрозненных, на первый взгляд, текстов. Лейтмотивом или постоянным приемом можно назвать и стремление критика актуализировать в сознании читателей авторов-классиков. В ряде компонентов, работающих на целостность и завершенность книги, как, например, единый на всем протяжении текста образ автора, выделенные особым образом заголовочные комплексы, создавшаяся лейтмотивная система, в наибольшей степени художественной целостности способствует композиционная организация статей внутри книги. Симптоматично, что начало сборника предваряют развернутые размышления Роднянской о профессии, а в финале автор подробно останавливается на вехах собственной биографии. Лирический образ автора соединяет совокупность разнородных статей в завершенное художественное целое путем осуществления общего замысла. Если согласиться с гипотезой о художественности книги «Движение литературы», то можно говорить о стремлении автора разрешить конфликт между постоянно обновляющейся литературой и степенью звучания в ней идей, отличающих классические произведения русского словесного искусства.