XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

From Wonderland to Oz: борхесовская концепция «история о возвращении героя» и её метаморфозы в текстах детской литературы

Антон Дмитриевич Залозный
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

171
2017-04-21
12:40 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе развивается и перерабатывается в конкретную схему сюжетного архетипа изложенная Х. Л. Борхесом в новелле «Четыре цикла» идея о наличии среди вечных историй «истории о возвращении героя». Путём наложения полученной схемы на текст подвергаются структурному анализу некоторые из ключевых произведений детской литературы: «Удивительный волшебник из страны Оз» Л. Ф. Баума, «Питер Пэн» Дж. Барри, «Алиса в Стране Чудес» Л. Кэрролла и «Хроники Нарнии» Кл. С. Льюиса. 

Тезисы

Цель исследования — изучить особенности реализации сюжетной схемы «история о возвращении», предложенной Х. Л. Борхесом, в таких ключевых текстах детской литературы, как «Удивительный волшебник из страны Оз» (Л. Ф. Баум), «Питер Пэн» (Дж. Барри), «Алиса в Стране Чудес» (Л. Кэрролл) и «Хроники Нарнии» (Кл. С. Льюис). Новизна работы заключается в изучении механизмов модификаций одного из четырёх предложенных сюжетных архетипов на материале литературной сказки. Актуальность исследования обусловлена современным интересом к детской литературе и недостаточной научной изученностью этой области художественной словесности.
Сюжетный архетип «возвращение героя» можно представить в виде следующей схемы: дом¹→дорога¹→нулевая точка→дорога²→дом². Каждый элемент данной схемы при наложении её на текст разворачивается в определённый отрезок сюжета (например, «дом¹» — период, описывающий жизнь героя до начала его путешествия; «дорога¹» — выход героя из точки «дом¹» и путешествие куда-либо с какой-либо целью; и т. д.). Мы выдвигаем мысль о том, что различия между тем, как эта схема реализуется в классическом «взрослом» тексте (в работе в качестве такого текста используется «Одиссея» Гомера, приведённая в пример самим Борхесом) и в классическом «детском», дают новую почву для размышлений над тем, как сознание читателя-ребёнка воспринимает текст как таковой, каким правилам он подчиняется и какие существуют «тренды» в текстах, изначально предназначенных для наивного сознания. В результате такого чёткого членения можно выстроить и сопоставить между собой конкретные схемы каждого исследуемого текста, выявив между ними параллели и различия. Одним из итогов сопоставления становится обнаружение особой взаимосвязи, позволяющей говорить нам о, как минимум, двух вариантах развития истории о возвращении героя, которые зависят от выбора автором одного из двух переходов из точки «дом¹» в точку «дорога¹»: добровольное или недобровольное покидание точки «дом¹». В «недобровольном» варианте сюжета мы наблюдаем хаотичность в точке «дорога¹» и сжатость «нулевой точки», в «добровольном» же варианте мы встречаем более развёрнутые «дорогу¹» и «нулевую точку». Формулируется тезис о том, что данная схема используется в части текстов детской литературы в связи с особым восприятием её наивным сознанием — ребёнок воспринимает её как схему жизни, отождествляя себя с протагонистом и воспринимая «дом¹» и «дом²» в архетипической парадигме Дома как такового.
В перспективе разработка подобных схем для каждого сюжетного архетипа, предложенного Борхесом, их анализ и проекция на тексты для детей, возможно, позволит выявить паттерны, усваиваемые наивным сознанием при знакомстве с ними, что даст возможность иначе рассмотреть взаимодействие «ребёнок — текст».