«Пятое путешествие Гулливера» В. И. Савченко: новые приключения героя Дж. Свифта
Наталья Викторовна Алпатьева
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2017-04-19
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
В
докладе рассказывается о повести
советского писателя-фантаста В. И. Савченко
«Пятое путешествие Гулливера» —
своеобразном продолжении знаменитого
романа Дж. Свифта. По сюжету повести Гулливер попадает в Тикитакию — страну
прозрачных людей — и понимает,
что они не дикари, а разумный народ. Повесть Савченко
сопоставляется с романом 1726 г. в
композиционном, содержательном и
стилистическом аспекте; на всех уровнях
присутствуют как сходства, так и различия.
«Пятое путешествие...» является цельным
самостоятельным текстом, демонстрирующим
оригинальный взгляд автора на идеи
Свифта.
Тезисы
Цель
данного исследования — анализ
творческой рецепции «Путешествий
Гулливера» Дж. Свифта в России на
примере одного из российских продолжений
романа — повести В. И. Савченко
«Пятое путешествие Гулливера». В данном
произведении Гулливер попадает на
остров Тикитакию, жители которого
абсолютно прозрачны; общаться между
собой они могут с помощью внутренних
органов. Тексты сопоставляются с точки
зрения построения, авторской манеры
изложения,
а также основной
идеи.
Повествование
в работе
Савченко ведется от лица протагониста;
в ней 10 глав, перед каждой из которых
автор тезисно излагает их содержание
(как и Свифт). Язык
российского автора контрастирует с
выдержанным стилем английского сатирика;
в отличие от романа
1726 г., в повести много прямой речи,
разговорных и даже просторечных
выражений. Главным
идейным различием
текстов является
показанное в каждом из них отношение
к человеческой природе,
обусловливающее специфику жанра.
В
сатирическом романе
Свифта
герой
полностью
разочаровывается в людях
и идеализирует гуигнгнмов, встретившихся
ему во время четвёртого путешествия.
Гулливер Савченко также
во многих отношениях ставит
честных
и неагрессивных
жителей
Тикитакии выше
европейцев,
однако
признаёт, что островитяне не лишены
своих
недостатков и
в
конце повести
приходит к выводу, что «нет
народов лучших и худших, а есть разные
– и все друг друга стоят».