Отражение эстетической концепции О. Уайльда в сказке «День рождения Инфанты»
Вероника Давидовна Найлз
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2017-04-20
13:10 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
Цель исследования состоит в выявлении и характеристике теоретических
взглядов и эстетических принципов О.
Уайльда, заложенных в сказке «День
рождения Инфанты». В докладе анализируется специфика внутренней проблематики и
поэтики сказки, в которой преломились характерные особенности английского
эстетизма; рассматриваются тип конфликта, ключевые мотивы, темы; дается анализ центральных образов и символов, определяются функции декоративных элементов; раскрывается противоречие
между проповедью эстетизма в критических эссе Уайльда и моральном
содержании сказки.
Тезисы
Сказки О. Уайльда
отражают эстетико-философские взгляды писателя, его веру в самоактуализацию
искусства, в то, что жизнь имитирует искусство и что искусство должно быть
изолировано от жизни. Эти черты отличают уайльдовские сказки как от
традиционных народных сказок, так и от литературных сказок других авторов.
Сказка «День рождения Инфанты» в жанровом отношении стоит особняком от других сказок писателя, представляя своеобразный «жанровый гибрид», органично сочетающий приемы одновременно литературной сказки и романа. Основной коллизией, лежащей в основе сюжета этой сказки, является конфликт красоты и уродства в своих двух проявлениях: внешнем (физическая красоты Инфанты, противопоставляемая телесному уродству Карлика) и внутреннем (душевная черствость, равнодушие Инфанты, оттеняющая возвышенную красоту внутреннего мира Карлика). Заложенные в сказке конфликты реализуются на всех уровнях: на уровне композиции, сюжета, на уровне персонажей и отражаются в языке произведения.
Герои сказки «День рождения Инфанты» являются воплощением эстетических взглядов автора и характеризуются пассивностью, лишены прагматизма и находятся в некотором отчуждении и изоляции от окружающего их мира. В «Дне рождения Инфанты» Уайльд намеренно разрушает стереотипную расстановку персонажей. В традиционных сказках красивые люди наделяются красивой душой, а плохие люди обычно безобразны и внешне. Уайльд разбивает эту условность традиционных сказок. В соответствии со своей эстетической концепцией Уайльд отказывается от предсказуемого конца, когда добро вознаграждается, а зло наказано. Для него и добро, и зло — сырой материал, служащий основой для творчества.
Ироничный трагический конец не вписывается в представление об идеальном мире, но согласуется с утверждением об аморальности искусства: искусство не является средством обучения общества тому, что правильно и неправильно. Уайльд считает, что нельзя насаждать мораль в произведениях искусства. В сказке Уайльд показывает, что страдания являются неотъемлемой частью реальности жизни. Необычное описание жестокости и страданий в «Дне рождения Инфанты» побуждает читателей к размышлению над социальными и моральными проблемами, такими как ценность красоты и сложность морали.
Наиболее очевидное выражение эстетические идеи Уайльда находят в детальном описании Красоты. Красота, которая кажется избыточной, является доказательством эстетизма Уайльда: красота и искусство не выполняют никакую функцию; искусство бесполезно, безразлично к правде и лжи, и цель искусства заключается в его собственном совершенстве. Поэтичность и красочность стиля сказки сочетаются с этической проблематикой и социальной критикой.
Сказка «День рождения Инфанты» в жанровом отношении стоит особняком от других сказок писателя, представляя своеобразный «жанровый гибрид», органично сочетающий приемы одновременно литературной сказки и романа. Основной коллизией, лежащей в основе сюжета этой сказки, является конфликт красоты и уродства в своих двух проявлениях: внешнем (физическая красоты Инфанты, противопоставляемая телесному уродству Карлика) и внутреннем (душевная черствость, равнодушие Инфанты, оттеняющая возвышенную красоту внутреннего мира Карлика). Заложенные в сказке конфликты реализуются на всех уровнях: на уровне композиции, сюжета, на уровне персонажей и отражаются в языке произведения.
Герои сказки «День рождения Инфанты» являются воплощением эстетических взглядов автора и характеризуются пассивностью, лишены прагматизма и находятся в некотором отчуждении и изоляции от окружающего их мира. В «Дне рождения Инфанты» Уайльд намеренно разрушает стереотипную расстановку персонажей. В традиционных сказках красивые люди наделяются красивой душой, а плохие люди обычно безобразны и внешне. Уайльд разбивает эту условность традиционных сказок. В соответствии со своей эстетической концепцией Уайльд отказывается от предсказуемого конца, когда добро вознаграждается, а зло наказано. Для него и добро, и зло — сырой материал, служащий основой для творчества.
Ироничный трагический конец не вписывается в представление об идеальном мире, но согласуется с утверждением об аморальности искусства: искусство не является средством обучения общества тому, что правильно и неправильно. Уайльд считает, что нельзя насаждать мораль в произведениях искусства. В сказке Уайльд показывает, что страдания являются неотъемлемой частью реальности жизни. Необычное описание жестокости и страданий в «Дне рождения Инфанты» побуждает читателей к размышлению над социальными и моральными проблемами, такими как ценность красоты и сложность морали.
Наиболее очевидное выражение эстетические идеи Уайльда находят в детальном описании Красоты. Красота, которая кажется избыточной, является доказательством эстетизма Уайльда: красота и искусство не выполняют никакую функцию; искусство бесполезно, безразлично к правде и лжи, и цель искусства заключается в его собственном совершенстве. Поэтичность и красочность стиля сказки сочетаются с этической проблематикой и социальной критикой.