Федор Павлович Карамазов как апофатическое утверждение философии старца Зосимы
Лилия Сергеевна Кучмаренко
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2017-04-19
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлено
сопоставление двух главных фигур первого тома романа «Братья Карамазовы» —
Федора Павловича Карамазова и старца Зосимы. Трудно допустить мысль о
возможности соотнесения «русского инока» и шута-сладострастника, однако
детальное рассмотрение текста при условии отказа от бинарного разделения
персонажной системы демонстрирует противоположное. Рассмотрение образа Карамазова-старшего
с позиций М. М. Бахтина и Л. П. Карсавина демонстрирует возможность интерпретации
карамазовского сладострастия как способности к всепрощению и любви в ее
христианском понимании.
Тезисы
1. В докладе представлено
сопоставление главных фигур первого тома «Братьев Карамазовых» — старца Зосимы
и Федора Павловича Карамазова.
2. Старец Зосима и Федор Павлович, при всей своей психологической и идейной антагонистичности, связаны между собой по той причине, что они являются героями диалогического романа, в рамках которого сознание одного персонажа определяется сознанием другого.
3. Анализ взаимосвязей между старцем Зосимой и Федором Павловичем, обнаруживающих себя на всех уровнях текста — от лексического до композиционного, дает основание утверждать, что нарратив романов Достоевского строится по принципу «большого диалога» (М. М. Бахтин).
4. Особое внимание уделяется рассмотрению обоюдной способности Зосимы и Карамазова-старшего видеть в людях то, что скрыто от глаз других.
5. Сладострастие Федора Павловича рассматривается с позиций Л. П. Карсавина: карамазовский грех — не душевное уродство, а причудливая трансформация способности к всепрощению и любви в ее христианском понимании.
6. Образ Федора Павловича Карамазова становится апофатическим утверждением философии старца Зосимы «Все за всех виноваты».
2. Старец Зосима и Федор Павлович, при всей своей психологической и идейной антагонистичности, связаны между собой по той причине, что они являются героями диалогического романа, в рамках которого сознание одного персонажа определяется сознанием другого.
3. Анализ взаимосвязей между старцем Зосимой и Федором Павловичем, обнаруживающих себя на всех уровнях текста — от лексического до композиционного, дает основание утверждать, что нарратив романов Достоевского строится по принципу «большого диалога» (М. М. Бахтин).
4. Особое внимание уделяется рассмотрению обоюдной способности Зосимы и Карамазова-старшего видеть в людях то, что скрыто от глаз других.
5. Сладострастие Федора Павловича рассматривается с позиций Л. П. Карсавина: карамазовский грех — не душевное уродство, а причудливая трансформация способности к всепрощению и любви в ее христианском понимании.
6. Образ Федора Павловича Карамазова становится апофатическим утверждением философии старца Зосимы «Все за всех виноваты».