Фонетическая база языка и фонетические навыки: психолингвистический и лингводидактический аспекты овладения произношением на иностранном языке
Нина Александровна Любимова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2017-03-15
14:30 -
14:45
Ключевые слова, аннотация
Фонетическая база, артикуляционная, перцептивная
базы, слухопроизносительные навыки, произношение.
Тезисы
Доклад посвящен феномену фонетической базы (далее — ФБ) языка, ее взаимосвязи и взаимодействию с фонетическими навыками в процессе речевой деятельности индивида при овладении иностранным языком. Фонетические навыки в нашей трактовке — это автоматизированные слуховые и речемоторные операции, обеспечивающие как восприятие, так и реализацию единиц разных уровней фонологического компонента данного языка (в трактовке В. Б. Касевича) в соответствии с его системой и нормой. Они формируются одновременно с ФБ языка, в которой следует различать артикуляционную (далее — АБ) и перцептивную базы (далее — ПБ). Общим для исследователей, как прошлого, так и настоящего века, является понимание АБ как совокупности артикуляционных типов, укладов, характерных для данного языка и используемых говорящими на нем людьми при звуковом оформлении речевых единиц: слога, фонетического слова, синтагмы, фразы. Упоминание синтагмы и фразы свидетельствует о том, что в понятие АБ должны быть включены также ритмические, акцентуационные и интонационные типы оформления высказывания, что обеспечивается объективной данностью, а именно фонетической слитностью, нерасчлененностью сегментных и супрасегментных характеристик звука. Исследования восприятия речи на иностранном языке позволяет говорить о слуховых навыках и ПБ языка. При этом следует различать восприятие как процесс распознавания значимых единиц, в ходе которого используется весь объем лингвистической и экстралингвистической информации, и восприятие как лингвистическую процедуру интерпретации звукового сигнала, в результате которой может быть выявлена несформированность слуховых навыков и ПБ на иностранном языке.