Теоретические аспекты сингармонизма: финский язык
Германа Вячеславовна Гордиенко
Докладчик
Санкт-Петербургский государственный университет
184
2017-03-15
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Сингармонизм, ударение, Поль Гард, финский язык, гармония гласных, фонология.
Тезисы
Известное
замечание И. А. Бодуэна де Куртене о том, что сингармонизм служит цементом,
скрепляющим слоги в слова и этим подобен ударению [Бодуэн де Куртенэ 1876:
322–323] лежит в основе функционального подхода к описанию данного явления.
Нужно иметь в виду, что сингармонизм не просто выполняет ту же функцию — он
подобен ударению также и тем, как именно он это делает. Как ударение, так и
сингармонизм — явления супрасегментные, но средства выделения ударного слога у
этих двух систем, и, соответственно, у использующих их типологически разных
языков различны.
Функциональный подход к сингармонизму не получил достаточного распространения среди исследователей соответствующих языков. В частности, финская гармония гласных описывается как ограничение сочетаемости фонем по ряду, без учёта её консолидирующей функции. Р. Якобсон, позже А. А. Реформатский и финский фонолог К. Виик «выносили общий признак за скобки», сокращая число фонем, но, кажется, без полного понимания того, что признак ряда вообще не принадлежит сегментному уровню.
Отсюда и проблема, восходящая к Н. С. Трубецкому: как интерпретировать тот факт, что в аффиксах сингармонистических языков, как будто бы, иной состав фонем, чем в корнях? Ведь аффиксальные гласные не имеют собственной тембральной окраски и заимствуют её у гласных корня [Реформатский 1966: 194].
Теория акцентного контраста и отрицательных акцентных средств П. Гарда позволяет сохранить единство фонологической системы финского языка. Самостоятельным признаком ряда не обладают ни аффиксальные, ни корневые гласные. Это признак супрасегментный: «акцентный» контраст состоит в том, что различие в ряде гласного в «ударном» слоге самостоятельно, а в «безударных» слогах — производно.
Исследование поддержано грантом РНФ № 16-18-02.
Функциональный подход к сингармонизму не получил достаточного распространения среди исследователей соответствующих языков. В частности, финская гармония гласных описывается как ограничение сочетаемости фонем по ряду, без учёта её консолидирующей функции. Р. Якобсон, позже А. А. Реформатский и финский фонолог К. Виик «выносили общий признак за скобки», сокращая число фонем, но, кажется, без полного понимания того, что признак ряда вообще не принадлежит сегментному уровню.
Отсюда и проблема, восходящая к Н. С. Трубецкому: как интерпретировать тот факт, что в аффиксах сингармонистических языков, как будто бы, иной состав фонем, чем в корнях? Ведь аффиксальные гласные не имеют собственной тембральной окраски и заимствуют её у гласных корня [Реформатский 1966: 194].
Теория акцентного контраста и отрицательных акцентных средств П. Гарда позволяет сохранить единство фонологической системы финского языка. Самостоятельным признаком ряда не обладают ни аффиксальные, ни корневые гласные. Это признак супрасегментный: «акцентный» контраст состоит в том, что различие в ряде гласного в «ударном» слоге самостоятельно, а в «безударных» слогах — производно.
Исследование поддержано грантом РНФ № 16-18-02.