Смысловое поле термина «национальная фортепианная школа» в дискурсивных и перформативных практиках XXI в.
Галина Константиновна Жукова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
9-я линия В.О.2/11б ауд.120
2017-03-15
12:00 -
12:25
Ключевые слова, аннотация
Фортепианное искусство, национальная фортепианная школа, музыкальный дискурс, музыкальное исполнительство, музыкальная педагогика.
Тезисы
Фортепианное искусство сегодня находится в точке бифуркации,поскольку существование его как консервативной культурной практики далее не представляется возможным по причинам как экономического, так и гуманитарного характера. Исполнительская школа на протяжении длительного времени являлась системообразующим институтом, суммирующим опыт профессионального обучения как в сфере концертной деятельности, так и в сфере ее аналитического осмысления. Первым и основным сущностным свойством живой исполнительской школы является ее аксиологическое наполнение, подразумевающее наличие канонического ядра общих ценностей, априорных для представителей данной школы. Второе свойство — методологическое, а именно — своеобразие пути, которым эти ценности передаются от поколения к поколению. Право на существование термина «национальная фортепианная школа» в сегодняшней терминосистеме профессионального музыкального дискурса является предметом острой дискуссии. В этой связи при сравнительном анализе творческих результатов представителей той или иной исполнительской традиции необходимо рассматривать оппозицию «общее-особенное» как в аксиологии,так и в методологии. Исторически искусство фортепианной игры имеет сильные космополитические корни в связи с самой спецификой производства инструментов и практикой их использования в повседневности. Вопрос об актуальности понятия «национальная фортепианная школа» в XXI в. может быть решен двояко. С точки зрения ремесла,технологии,metier национальные исполнительские школы в чистом виде выделить невозможно. Однако, с точки зрения аксиологической, в современном глобальном культурном пространстве национальные фортепианные школы продолжают интенсивно развиваться, обеспечивая претворение в жизнь этических и эстетических основ искусства фортепианной игры.