XLVI Международная филологическая научная конференция

«Ревизор» Н. В. Гоголя на сцене Национального театра в Белграде

Егор Владимирович Сартаков
Докладчик
старший преподаватель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова


2017-03-21
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Гоголь, «Ревизор», сербская литературная критика XIX в., Белградский национальный театр.

Тезисы

Ю. В. Манн в кратком обзоре проанализировал «мировую славу» «Ревизора», показав, что за два века комедию Гоголя ставили буквально по всему миру. Тем не менее в этом обзоре практически ничего не говорится о постановках «Ревизора» в южнославянских странах. Хотя давно отмечено, что творчество Гоголя оказало огромное влияние на развитие театрального искусства стран балканского региона.
И особое место в этом ряду занимает «Ревизор», который, по подсчетам профессора А. Вранеш, с 1870 по 2010 гг. только в Белграде ставили 96 раз. Эта комедия стала первой русской пьесой, поставленной на Сербской сцене. «Ревизор» вошел в первый репертуар Сербского национального театра и был показан через три дня после его открытия (1 февраля 1870 г.). И после этого он с успехом шел на сценах не только Белграда, но и Нового Сада.
На основе материалов сербской печати 1870–1880-х гг. («Единство», «Видов дан», «Сербский журнал» и др.) можно детально воссоздать историю полемики, развернувшейся после премьеры «Ревизора» между консервативной сербской критикой (М. Бан и Дж. Малетич) и ее либеральным крылом (М. Йованович). В рецензии ведущего сербского театрального критика Бана отрицаются сценические достоинства «Ревизора». Причем, критика эстетическая соединялась в его отклике с критикой общественного толка (Гоголь в пьесе клевещет на Россию). Напротив, в либеральном журнале «Единство» др. М. Йованович благодарил театральное управление за то, что они в начале своей работы выбрали «Ревизор» для первого репертуара. В противоположность Бану критик отмечал историческую и социальную ценность произведения Гоголя. Парадоксально, но это полемика практически полностью повторяет споры, которые за сорок лет до этого велись на страницах русской печати, когда «Ревизор» впервые был показан в Петербурге и Москве.