Дискурсивная трансформация жанров в сетевой литературе Рулинета
Мария Владимировна Басова
Докладчик
преподаватель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
1000
2017-03-15
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
Сетевая литература, дискурс, первичный и вторичный жанр, Рулинет, дискурсивная трансформация.
Тезисы
Дискурсивная трансформация жанра представляет собой процесс преобразования первичных жанров литературы под влиянием особенностей виртуальной среды, с одной стороны, и реализуемых в этой среде креативных интенций субъекта-творца (автора) и субъекта-реципиента (читателя), с другой. В то же время дискурсивная трансформация может осуществляться также на основе первичных речевых жанров. В обоих случаях результатом преобразования становятся вторичные жанры сетевого литературно-художественного дискурса, соединяющие в себе признаки классических литературных жанров, речевых жанров, а также жанров интернет-дискурса.
Примером трансформации крупной литературно-жанровой формы под влиянием интернет-жанра блога может служить сетевой роман Евгения Попова «АРБАЙТ. Широкое полотно». В данном случае можно говорить о дискурсивной трансформации жанра романа под влиянием интернет-жанра блога и входящих в его состав субжанров: записи, принадлежащей автору, и комментариев к ней, оставленных читателями блога.
Существует дискурсивная трансформация иного рода, когда вторичный сетературный жанр восходит не к литературному жанру, а к первичному речевому жанру. Так, например, сетевой жанр интернет-анекдота вторичен по отношению к речевому жанру устного анекдота.
Наши примеры свидетельствуют о различных моделях дискурсивной трансформации первичных жанров во вторичные сетературные жанры. Источником трансформации и жанропорождающим локусом выступает сама интернет-среда как онтологически вторичное пространство социальных коммуникаций.
Примером трансформации крупной литературно-жанровой формы под влиянием интернет-жанра блога может служить сетевой роман Евгения Попова «АРБАЙТ. Широкое полотно». В данном случае можно говорить о дискурсивной трансформации жанра романа под влиянием интернет-жанра блога и входящих в его состав субжанров: записи, принадлежащей автору, и комментариев к ней, оставленных читателями блога.
Существует дискурсивная трансформация иного рода, когда вторичный сетературный жанр восходит не к литературному жанру, а к первичному речевому жанру. Так, например, сетевой жанр интернет-анекдота вторичен по отношению к речевому жанру устного анекдота.
Наши примеры свидетельствуют о различных моделях дискурсивной трансформации первичных жанров во вторичные сетературные жанры. Источником трансформации и жанропорождающим локусом выступает сама интернет-среда как онтологически вторичное пространство социальных коммуникаций.