XLVI Международная филологическая научная конференция

Трансформация образа оборотня во франшизе «Вой»

Александр Владимирович Павлов
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт философии РАН

кинозал
2017-03-22
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Кино, оборотни, репрезентация, ужасы, детектив, франшиза, экранизация.

Тезисы

Возможно, оборотни являются самыми недооцененными монстрами в западной популярной кинематографической культуре. Во вселенной франшизы «Сумерки» оборотни — лишь «спарринг-партнеры» вампиров. Примерно ту же функцию оборотни выполняют в новозеландской комедии «Что мы делаем в темноте» Таики Вайтити: вечные конкуренты вампиров, они задирают своих соперников при встрече на улице. Оборотни репрезентируются как не самые благородные существа, оказываются соподчиненными своим аристократичным конкурентам.
Франшиза «Вой», одна из самых продолжительных франшиз про оборотней, демонстрирует, что оборотень — в истории кино один из тех монстров, которого не могут репрезентировать должным образом, и, возможно, по этой причине этот монстр в определенных аспектах маргинален. Во-первых, франшиза «Вой» маргинальна потому, что является «парапаракинематографом». Во-вторых, она лишена единой сюжетной линии, так как ее не объединяет фигура персонифицированного монстра (оборотни безличны и взаимозаменяемы). В-третьих, франшиза в силу ее обращения к детективной линии противостоит традиционной линии психологизации оборотничества. Наконец, можно во франшизе «Вой» детектив упраздняет ужасы, чем еще больше маргинализует фигуру оборотня в популярной массовой культуре.