XLVI Международная филологическая научная конференция

Отечественные киногерои как проекция мифа о Супермене

Светлана Николаевна Еланская
Докладчик
доцент
Тверской государственный университет

129
2017-03-20
18:00 - 18:30

Ключевые слова, аннотация

Героизация, стереотип, отечественная культурная модель, миф масскульта.

Тезисы

Популярное советское кино выполняло нередко функцию моделирования социальных практик, предлагая ярких киногероев как образцы для подражания, являясь аккумуляцией социально обусловленных стереотипов, и воплощенных выдающимися актерами.
Анализ героизации в советском кино позволяет применить подход У. Эко, сформулированный для западных масскультовских героических эпосов, в частности мифа о Супермене, а также идеи отечественных теоретиков кино (С. И. Фрейлих). В свою очередь, рассматривается, как персонаж комиксов релевантен героям нового российского кино.
На разных этапах истории страны советскими аналогами Супермена (делая акцент на его составляющей «супер») могли послужить коммунисты, спортсмены, сказочные богатыри, передовики производства, учёные, а особенно — Чапаев, Штирлиц, оперативники Жеглов и Шарапов. В постсоветском кино отсылки к советскому сверхчеловеку можно усмотреть в персонажах В. Машкова («Край», «Ликвидация», «Экипаж»), Д. Козловского («Легенда №17», «Экипаж»).
Обратную составляющую мифа о Супермене («мен»), обыденную, могли представлять «маленькие люди» — Деточкин, Шурик, Горбунков, Бузыкин, Лукашин, Новосельцев — наследники традиций русской классической литературы. Данные персонажи в наибольшей степени позволяют и сегодняшнему зрителю идентифицировать себя с ними. Отдаленным «слепком» такого синтетического типажа «Иванушки-дурачка» в современном отечественном кинематографе стал Дима Никитин («Дурак»).
Таким образом, представляется возможным, при известных оговорках, сопоставить механизм конструирования западного мифа масскульта о Супергерое и отечественного. Лишь «двуликость» культурной модели «Супермена» может осуществлять, по выражению Эко, педагогические принципы.