Пространственно-временная организация неподготовленного нарратива русскоязычных детей в возрасте 4–7 лет
Полина Михайловна Эйсмонт
Докладчик
доцент
Boston College
Boston College
184
2017-03-16
11:30 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Детская речь, связный текст, нарратив, семантика, синтаксис, пространство, время.
Тезисы
В докладе рассматриваются средства организации пространственно-временных параметров связного текста и их развитие в ходе речевого онтогенеза. Материалом для исследования стали неподготовленные устные тексты, полученные при проведении серии экспериментов по методике извлеченных текстов с детьми в возрасте от 4,7 до 7,6 лет. Испытуемые одновременно с просмотром фрагмента мультфильма «Как стать большим?» (Союзмультфильм, 1967) должны были рассказывать обо всех демонстрируемых событиях. Всего были проанализированы 49 детей в возрасте 4,6–5,6 лет, 42 ребенка в возрасте 5,7–6,6 и 35 детей в возрасте 6,7–7,6. Проведенный анализ показал, что на ранних этапах формирования навыков построения связного текста в большинстве случаев временная и пространственная характеристика действия полностью отсутствует, однако с возрастом в соответствии с развитием когнитивных способностей и лингвистических навыков дети начинают обозначать место действия в начале рассказа при помощи односоставных назывных предложений, продолжая тем не менее опускать какую-либо информацию относительно времени действия. Также с развитием навыков организации связности и цельности текста увеличивается использование временных и пространственных наречий не только в функции определения времени и места действия, но в первую очередь в качестве одного из основных средств межфразовой связи.