XLVI Международная филологическая научная конференция

Специфика изучения иностранного языка в рамках неолиберальной модели

Наталья Вячеславовна Кулигина
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет

416
2017-03-16
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Неолиберализм, обучение, иностранный язык, человеческий капитал, homo oeconomicus.

Тезисы

Рынок для неолибералов — совершенная и безальтернативная форма существования человека, поведение и способ мышления которого должны подчиняться рыночным принципам. Для этого следует изменить саму суть человека. Становясь homo oeconomicus, индивид, через взамодействие с такими же существами, формирует питательную среду для возникновения рынка, который является сложным информационным процессором [Mirowski], алгоритм действий которого не может быть понят, но лишь вызван к жизни через создание рыночных условий.
Homo oeconomicus — это менеджер-управленец при личном человеческом капитале, мини-фирма, которой для выживания в конкуретной среде нужно накопить такой капитал, который бы привлек инвесторов, заинтересованных в прибыли от его вложений. Знания и умения — это личный капитал фирмы, и ее менеджер выбирает их именно с учетом рыночной востребованности. Рынок непредсказуем, поэтому «менеджеру» нужно действовать ситуативно, т. е. быть постоянно готовым к полной смене рыночной ситуации, востребованности нового капитала, а соответственно — переподготовке. Подстраиваясь под ситуативные нужды таких менеджеров, образование становится модульно-курсовым, с постоянной сменой содержания и перекомплектацией модулей. Как финансовый капитал не знает государственных границ, так и человеческий не должен знать границ языковых. Смыл изучения иностранного языка в интересах развития рынка, как конечной формы существования, сводится к освоению языка как инструмента для передачи информации в рамках рыночного взаимодействия. Для такого «языка для бизнеса» отпадает познавательная цель, он более не объект исследования, а лишь инструмент, удачное использование которого приближает к главной цели — получению прибыли.
Mirowski Philip. The Road from Mont Pelerin. Cambridge: Harvard University Press, 2009.