Антропоцентрический подход в когнитивном исследовании синонимии
Наталья Александровна Пузанова
Докладчик
доцент
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
204
2017-03-16
14:30 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Наблюдатель, когнитивное взаимодействие, концептуальная
система, синонимия, биология познания.
Тезисы
Связи в триаде «действительность — язык — человек» надо рассматривать в историческом ракурсе.
Целью нашей статьи является рассмотрение становления и развития некоторых глаголов синонимического ряда, выражающего процессы говорения. Ведущим фактором их закрепления, является намерение говорящего использовать данные глаголы в коммуникации. Относительное знание опосредовано человеческой природой или структурой человека как живого организма, его внутренней динамикой и характером его взаимодействий с внешним миром. Согласно Матуране, познание не является средством приобретения знания об объективной действительности, оно служит активному организму в его приспособлении к опытному миру. Глаголы, описывающие ситуацию общения, насчитывают сотни единиц. Данные лексемы обозначают различные аспекты коммуникации — произнесения, означивания, выражения. Ядерным глаголом, представляющим все коммуникативное поле говорения, является глагол to say. Соответственно, все глаголы данного синонимического ряда (to say, to speak, to tell) акцентируют различные аспекты концепта «говорения». Становление синонимического ряда с доминантой to say происходило в диахронии на фоне конфликта омонимов.
Таким образом, становление синонимического ряда глаголов было обусловлено интерпретацией наблюдателя. Если обратиться к «корням» познания и, далее, коммуникации, то можно понять, что первейшей потребностью организма относительно среды является его пространственнаялокализация. Эти процессы формируют когнитивную структуру, описывающую соответствующую взаимодействия организма со средой.
Целью нашей статьи является рассмотрение становления и развития некоторых глаголов синонимического ряда, выражающего процессы говорения. Ведущим фактором их закрепления, является намерение говорящего использовать данные глаголы в коммуникации. Относительное знание опосредовано человеческой природой или структурой человека как живого организма, его внутренней динамикой и характером его взаимодействий с внешним миром. Согласно Матуране, познание не является средством приобретения знания об объективной действительности, оно служит активному организму в его приспособлении к опытному миру. Глаголы, описывающие ситуацию общения, насчитывают сотни единиц. Данные лексемы обозначают различные аспекты коммуникации — произнесения, означивания, выражения. Ядерным глаголом, представляющим все коммуникативное поле говорения, является глагол to say. Соответственно, все глаголы данного синонимического ряда (to say, to speak, to tell) акцентируют различные аспекты концепта «говорения». Становление синонимического ряда с доминантой to say происходило в диахронии на фоне конфликта омонимов.
Таким образом, становление синонимического ряда глаголов было обусловлено интерпретацией наблюдателя. Если обратиться к «корням» познания и, далее, коммуникации, то можно понять, что первейшей потребностью организма относительно среды является его пространственнаялокализация. Эти процессы формируют когнитивную структуру, описывающую соответствующую взаимодействия организма со средой.