Изучение таджикско-русской фонетической интерференции: данные научной литературы и прогноз возможных нарушений
Марина Павловна Агафонова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
157
2017-03-14
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Фонетика, интерференция звуковых систем, билингвизм, сравнительный анализ, таджикский язык.
Тезисы
Цель данного доклада — описать проведенный с использованием имеющейся научной литературы сравнительный анализ фонетических систем русского и таджикского языков, с целью определения: 1) степени выраженности интерференции в речи дикторов-билингвов; 2) возможных ошибок в русской речи таджиков на фонетическом уровне языка; 3) возрастной динамики ирано-русской интерференции в разных типах речи (чтение и спонтанная речь). Фонетические системы русского и таджикского языков описаны многими исследователями (Бондарко Л. В., Аванесов Р. И., Николаева Т. М., Эдельман Д. И., Соколова В. С. и др.). Была проведена систематизация и сравнительный анализ описанных систем, учитывались описания вокализма, консонантизма, структуры слога, ударения и интонации. Также уделено внимание существованию в таджикском языке диалектов с несколько различающимися фонетическими системами. В результате анализа были выявлены потенциально возможные проявления интерференции, обусловленные различиями в фонетических системах языка: вставка гласных и гортанной смычки, выпадение согласных звуков, замена редуцированных гласных в русском языке на устойчивые гласные в фонетической системе таджикского языка, использования не свойственных русскому языку языковых средств для реализации словесного ударения, реализация мелодической кривой с резким падением тона в повествовательном предложении и другие. Полученные результаты позволят провести дальнейший анализ степени выраженности интерференции на материале русской речи дикторов-билингвов, для которых родным является таджикский язык, проследить динамику интерференции на фонетическом уровне в речи детей и людей молодого возраста.