Прикладные подходы к изучению процессов современной социальной и массовой коммуникации
Любовь Геннадьевна Антонова
Докладчик
профессор
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
194
2017-03-17
14:00 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
Поликодовый
дискурс массовой коммуникации, медиаграмотность, языковая личность.
Тезисы
Наши прикладные
исследования раскрывают комплексную семиотическую природу собственно
лингвистических, коммуникативно-лингвистических и жанровых явлений речевой
среды в условиях поликодового дискурса массовой коммуникации.
Нами определены подходы к проведению серии прикладных исследований по
изучению актуальных процессов социальной и массовой коммуникации. Потребностно-информационный
подход к коммуникации и
коммуникативной деятельности предполагает учет фактора адресата и фактора
целевой аудитории; прагматико-ориентированный
подход к описанию коммуникативной практики и ее продукта рассматривает
приоритетные позиции содержательно-прагматической информации в реализации
дискурсивных отношений; медиацентрированный
подход к описанию процессов и продуктов массовой коммуникации реализует
исследовательский интерес к медиаконтексту и медиаресурсам и социальной функции
массовой информации; человекоцентрированный
(реципиентный) подход позволяет целенаправленно и детализированно исследовать потребительские
предпочтения масс-медийного дискурса. Предложено и обосновано как одно из ведущих — понятие
медиаобразования, которое охарактеризовано как непрерывный процесс социализации и самообразования человека под
воздействием средств массовой коммуникации. При изменившихся условиях «транспортировки» и
особенностях «потребления» коммуникативных продуктов, можно говорить и о новом
наполнении понятия медиаграмотность современной
языковой личности. Оно включает не только определенную сумму знаний о
принципах, методах и методиках современной коммуникации, но и медийную компетентность
как владение набором специальных инструментальных техник, позволяющих
оценить качество информационного медийного продукта и сформировать образ коммуникативного
сознания современной языковой личности.