Ричерката, найденная вновь: случай из учебника Альбрехтсбергера
Кирилл Владимирович Дискин
Докладчик
сотрудник
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
9-я линия В.О.2/11б ауд.120
2017-03-14
14:30 -
14:55
Ключевые слова, аннотация
Контрапункт, фуга, И. Г. Альбрехтсбергер, ричерката, жанровые наименования.
Тезисы
Ричеркар (ricercare, ricercata, а также другие словоформы) — одно из
распространенных жанровых наименований инструментальной музыки XVI–XVII вв. Во Франции так обычно
называли гомофонные пьесы в духе прелюдий, в Италии и, позже, в Германии —
сложные по технике имитационные пьесы, состоящие из нескольких звеньев, каждое
на своей теме (реже — монотематические); такой имитационный ричеркар считается
одним из предшественников фуги. В XVIII в. название «ричеркар» почти исчезает из музыкальной
практики, но фигурирует в авторитетных немецких теоретических трудах — «Musikalisches Lexicon»
(1732) И. Г. Вальтера (Walther) и «Abhandlung von der Fuge» (1753)
Ф. В. Марпурга (Marpurg)
в значении искусно разработанной фуги. (Вальтер, правда, различает ricercare и ricercata,
считая, что второе означает импровизационную прелюдию.)
Венский теоретик, учитель Бетховена И. Г. Альбрехтсбергер
(Albrechtsberger), однако,
в своем учебнике «Gründliche Anweisung zur Composition» (1790) предлагает иное понимание
термина ricercata (для
него — синоним ricercare) — фуга, в которой вторая
часть основана на теме в инверсии. Это определение далее раскрывается через подробное описание процесса сочинения, а
примером служит фуга известного теоретика и контрапунктиста
И. Ф. Кирнбергера (Kirnberger), обозначенная «Ricercata».
Структура этой пьесы настолько специфична, а
описание процесса сочинения соответствует ей в таких деталях, что складывается
впечатление, будто новое определение ричеркаты возникло именно из фуги
Кирнбергера. Готовя учебник по заказу солидного лейпцигского издательства,
Альбрехтсбергер стремился представить широкое, основательное знание о фуге. Не
имея, видимо, возможности справиться о редком виде фуги в авторитетных трудах,
он был вынужден изобретать его теорию сам.