XLVI Международная филологическая научная конференция

Специфика архитектонических моделей в лирике Н. М. Карамзина: к проблеме преодоления жанровых канонов классицизма в русской поэзии последней четверти XVIII в.

Ольга Сергеевна Лалетина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

215
2017-03-15
14:00 - 14:30

Ключевые слова, аннотация

Литературоведение, теория литературы, поэтика, стиховедение, русская литература.

Тезисы

Последняя четверть XVIII в. традиционно рассматривается исследователями как самостоятельный период истории русской поэзии, прошедший под знаком кризиса классицистической системы. К числу важнейших проявлений кризиса классицизма историки литературы и стиховеды неизменно относят размывание границ поэтических жанров, сопровождавшееся нарушением жестких связей жанровых и стиховых форм (напр., работы К. Д. Вишневского, М. Л. Гаспарова, Г. А. Гуковского, В. Е. Холшевникова, Н. Д. Кочетковой и др.).
Один из наиболее оригинальных путей преодоления кризиса жанрового мышления, до настоящего времени не попадавший в поле зрения литературоведов, был предложен в рамках поэтической системы сентиментализма Н. М. Карамзиным. На основе тождественных, нетождественных строф и строф сквозной рифмовки он разрабатывал архитектонические модели текстов, обладающие субъектно-образными,  мотивно-тематическими и интонационно-стилевыми константами. Таким образом, формы стиха в поэзии Карамзина обретали статус замкнутых моделей, аналогичных твердым стихотворным формам и их дериватам.