XLVI Международная филологическая научная конференция

Постабсурдизм: драматургия М. Вишнека как продолжение традиций театра абсурда

Анастасия Викторовна Усачева
Докладчик
младший научный сотрудник
Институт славяноведения РАН

кинозал
2017-03-18
13:30 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Театр абсурда, драматургия, преемственность, Ионеско, Вишнек.

Тезисы

М. Вишнек (р. 1956, Viniec) — второй после Э. Ионеско (Ionesco) драматург румынского происхождения, получивший мировую известность. Как и предшественник, Вишнек сбежал из коммунистической Румынии во Францию под предлогом написания докторской диссертации, во Франции, как и у Ионеско, был поставлен первый спектакль (на родине до 1989 г. его пьесы не проходили цензуру). В своих многочисленных интервью драматург с определенностью указывает, что среди направлений, повлиявших его творчество, — сюрреализм, дадаизм, театр абсурда. Вероятно, это не случайно, ведь именно эти направления послужили расцвету румынской литературы в ХХ в., сделав ее видимой на европейской сцене (Т. Тцара (Tzara), Дж. Наум (Naum) и уже упомянутый Ионеско). Румынский авангард не был отдельно отстоящим явлением, он развился в театр абсурда и через него пророс в постмодернизм, повлияв на творчество авторов, относящихся к творческому поколению 70–80-х гг. (румынский термин — «optzeciti»). Для создания комического эффекта в своих произведениях Вишнек использует инструментарий, разработанный абсурдистами, кроме того, к действию можно применить предложенную М. Эсслином (Esslin) формулу о соотношении разных типов напряжения: «suspense» и «tension». Цель доклада — определить, какие черты театра абсурда прослеживаются в пьесах Вишнека разных годов, а также выявить сходства и различия его литературной и театральной судьбы с таковой у Ионеско.