Трансформация образа Гамлета на примере фильма Аки Каурисмяки Гамлет идет в бизнес
Виктор Сергеевич Непша
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
2-У
2017-03-21
17:30 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Кино, экранизации, Шекспир,
Каурисмяки, Гамлет.
Тезисы
С первых лет своего существования кинематограф обращался к литературе. Если вначале это было обращением к легализующей кино инстанции, то со временем режиссеры и сценаристы начали все сильнее переиначивать литературные образы. Это применимо и к истории с экранизациями «Гамлета» («Hamlet») У. Шекспира (William Shakespeare). С одной стороны, режиссеры не оставляли попыток снять близкую к литературному канону картину, с другой — появилось множество фильмов, в которых от «Гамлета» оставалась лишь условная фабульная основа. Соответственно, и образ Гамлета трансформировался от классического до условного, не всегда сохранявшего от литературного персонажа даже имя.
В таком контексте фильм финского режиссера А. Каурисмяки (Aki Kaurismki) «Гамлет идет в бизнес» («Hamlet liikemaailmassa») вызывает особый интерес, поскольку в полной мере его нельзя отнести ни к одному из вышеупомянутых условных полюсов. Следование канону (и фабульно, и сюжетно) произведения сочетается с многочисленными авторскими вольностями. Основные мотивы «Гамлета» сохранены, но превращены в гротескные гэги.
Это касается и образа главного героя: в нем одновременно прослеживаются черты литературного Гамлета, полулегендарного прототипа шекспировского персонажа Амлета, а также бессердечного финского промышленника. Помимо этого, значительную роль в изменении образа персонажа играют личные предпочтения режиссера: гротеск, любовь к гангстерским фильмам 1940-х гг., а также склонность к критике капиталистического общества.
Исследование представляется актуальным, поскольку «Гамлет идет в бизнес» представляет собой необычный пример того, как взаимодействие кино и литературы, авторского почерка режиссера и каноничной основы, могут трансформировать традиционный образ персонажа.
В таком контексте фильм финского режиссера А. Каурисмяки (Aki Kaurismki) «Гамлет идет в бизнес» («Hamlet liikemaailmassa») вызывает особый интерес, поскольку в полной мере его нельзя отнести ни к одному из вышеупомянутых условных полюсов. Следование канону (и фабульно, и сюжетно) произведения сочетается с многочисленными авторскими вольностями. Основные мотивы «Гамлета» сохранены, но превращены в гротескные гэги.
Это касается и образа главного героя: в нем одновременно прослеживаются черты литературного Гамлета, полулегендарного прототипа шекспировского персонажа Амлета, а также бессердечного финского промышленника. Помимо этого, значительную роль в изменении образа персонажа играют личные предпочтения режиссера: гротеск, любовь к гангстерским фильмам 1940-х гг., а также склонность к критике капиталистического общества.
Исследование представляется актуальным, поскольку «Гамлет идет в бизнес» представляет собой необычный пример того, как взаимодействие кино и литературы, авторского почерка режиссера и каноничной основы, могут трансформировать традиционный образ персонажа.